СУДЬБЫ СУЗДАЛЬСКИХ ЦЕРКВЕЙ

Троицкий собор и Сретенская церковь Троицкий собор (в центре) и Сретенская церковь (справа). Фото: А. Соболев.

В Суздале на государственной охране числится 205 памятников истории и архитектуры. Город поражает всякого своей гармоничностью, взаимосвязью построек и ландшафта, своим «русским духом». Д.С. Лихачев считает, что любая утрата в облике города нарушает его ансамбль, «каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно... » Есть такие раны и в Суздале.

В 1918 году вышел Декрет об отделении церкви от государства, гарантировавший всем верующим свободу совести в отравлении культа. В Суздале он должен был сыграть большую роль в сохранении его культовых памятников, их убранства. Но 1922-23 год был назван годом массового атеизма - годом массового закрытия церквей и монастырей. У верующих была только свобода оставить храм со всем его имуществом.

Так, осенью 1923 года была закрыта по распоряжению местных властей Смоленская церковь, верующие выразили протест против этого. Причиной закрытия храма явилось учреждение в июле 1923 года политизолятора на территории Спaco-Евфимиева монастыря. Верующих это не смущало, но 11 октября 1923 года приходит подтверждение «оставить протест группы верующих без последствий - т.к. ее (церкви) территория расположена вблизи концлагеря», за подписью Ягоды и Смидовича. Так был оставлен без присмотра один из лучших храмов Суздаля - Смоленская церковь XVII века, имевшая самый богатый приход из посадских церквей и соответствующее убранство.

Суздальские приходские церкви и монастыри были очень состоятельны, а Спасский и Покровский монастыри, как известно, были одними из богатейших в России. Естественно, что они владели прекрасными образцами русского декоративно-прикладного искусства. Но спешка, отсутствие специалистов, безответственность местных органов, политика государства привели к потере многих художественных ценностей.

В фондах Владимирского областного архива находится список закрытых церквей с 1923 по 1928 г. в Суздале. Здесь перечислены пять его монастырей, определено и использование суздальских храмов: под клубы заняты Смоленская, Сретенская и Крестово-Никольская церкви, в Пятницкой - кузница, в Богоявленской - склад, а в Ризоположенском соборе XVI века - установлена динамомашина. Здесь же выделены в отдельную графу «реализованные» храмы... ОГПУ - Афанасьевская, горсоветом - Златоустовская и Знаменская, музеем - Ивано-Предтеченская, Дмитриевская и Борисоглебская церкви. «Реализованы» - это значит разобраны. К счастью, список этот не совпадает с реальностью полностью.

В кремле, у восточного вала, стоит ансамбль Никольской церкви, он сохранился лучше других, может быть потому, что этот храм дольше других был действующим. В октябре 1935 года Суздальский райпотребсоюз облюбовал это очаровательное и поэтическое здание под пекарню. Несмотря на то, что по заключению Ивановского облоно церковь «имеет научно-музейную ценность» и от передачи под пекарню ее следует воздержаться, Ивановский облисполком в ноябре 1935 года приказывает Суздальскому райисполкому вывесить объявление для общины верующих о закрытии храма. Только после этого, в декабре, райпотребсоюз обращается за заключением к музею о возможности использовать Никольскую церковь под хлебопекарню. 4 января 1936 года расторгается договор с общиной верующих. 20 мая 1936 года директором хлебопечения Алехиным церковь признается под хлебопекарню непригодной.

По декрету от 5 октября 1918 года ответственность за сохранение памятников архитектуры возлагается на местные Советы. Можно понять, что Суздальскому исполкому трудно было противостоять вышестоящим органам или ОГПУ, но и возможности командного стиля так широки:

«Январь 1933 года. Заведующему Суздальского музея Варганову.

Горсовет просит Вас дать разрешение сломать церковь быв. Козьмы и Дамиана и колокольню св. Дмитрия, как материал, необходимый для постройки горбани».

Сотрудник музея В.И. Романовский посылает запрос в Центральные Государственные реставрационные мастерские о возможности замены Дмитриевской церкви на Знаменскую, а у Козьмодемьянской разрешить отнять лишь позднейшие постройки. Как видим, не возникает и мысли о возможности найти для бани другой строительный материал, лишь обсуждается какой же памятник уничтожить. Видимо, борьба сотрудников музея ни к чему не привела, и Суздаль лишился одного из самых своеобразных памятников позднего барокко - Дмитриевской церкви 1764 года и всего ее ансамбля. Лишь в наше время удалось это зияющее пространство в структуре города, застроенное еще в XI веке и ставшее после исчезновения церкви городской свалкой, вернуть к жизни, разместив на Дмитровском поле Музей деревянного зодчества и крестьянского быта.

Еще в 1927 году Владимирский губфинотдел требует от Суздальского музея на основании циркуляра НКВД №351 средства от «реализации на слом» Борисоглебской, Дмитриевской и Иоанна-Предтеченской церкви. Музей насколько мог оттягивал эту реализацию, но в 1933 году вновь поступило требование сломать Дмитриевскую церковь.

Таким образом, в г. Суздале исчезли церкви Св. Афанасия 1719 г. в Кремле; Св. чудотворца Николы 1718 г., теплая у Борисоглебской; Дмитриевская 1764 г.; теплая Св. Георгия 1715 г., с колокольней 1809 г.; Златоустовская 1729 года; Иоанна Богослова 1771 г., теплая у Ильинской, Св. Варвары 1737 г. и теплая Похвалы Богородицы с колокольней, Боголюбивыя 1789 г. на Златоустовском кладбище; Всехсвятская 1694 г. с колокольней на кладбище; Троицкий собор 1700 г.

Кроме того почти все ансамбли лишились оград, или колоколен, или того и другого вместе, лишились безвозвратно, т.к. невозможно вернуть абсолютно точный памятник или его деталь, и невозможно возместить тот духовный ущерб, нанесенный этим отношением к культуре народа, города.

Суздаль | Старые фото | Вы можете увидеть как выглядит Ризоположенский монастырь в настоящее время