РОЛЬ ДМИТРИЯ ПОЖАРСКОГО В ИСТОРИИ СУЗДАЛЯ

Предлагаем вашему вниманию вторую часть статьи члена Совета Союза краеведов России Виктора Дмитриевича Огурцова. В первой части материала речь шла о крейсере Дмитрий Пожарский

Когда уволился в запас и стал активно заниматься суздальским краеведением, то, естественно, обратил внимание на присутствие Дмитрия Михайловича Пожарского в истории Суздаля. Я понимал дело так: если крейсер носил имя Д.М. Пожарского, то жизнь экипажа была пронизана духом воинского подвига этого замечательного человека, - все-таки крейсер был военным кораблем. Если же князь Пожарский имел свои родовые корни во Владимирской губерний, то именно здесь он должен занимать высшую ступень в иерархии героев, выходцев из Владимирщины. Место рождения Дмитрия Михайловича неизвестно, зато известно место последнего его пристанища - Суздаль. Но в Суздале ему уделено столько же внимания, сколько В.И. Ленину: название улицы и памятник. Все остальное - могила Пожарского, посвященная ему экспозиция - находится вне города, на территории музея, и доступ к этим национальным реликвиям осуществляется за деньги. С нравственной точки зрения, это - кощунство. Подобное тому, как если бы Православная Церковь допускала людей к мощам святых угодников Божьих по билетам, купленным в кассе. Музею Пожарский нужен как экспонат, но в то же время городу он нужен как символ беспредельного патриотизма, воинской доблести и выдающегося организаторского таланта.

Я думаю, что город в состоянии разработать и принять долгосрочную программу, цель которой - широкая популяризация жизни и деятельности Д.М. Пожарского, его заслуг в становлении единого Русского государства. Очевидно, понадобятся подробности его биографии, работа в архи;вах, выходы на краеведческие музеи городов Зарайска и Новгорода (где Пожарский был воеводой), Ярославля (где Пожарский готовил ополчение к походу на Москву), Коврова, села Мугреева-Никольского, Борковской пустыни и других мест, в той или иной степени относящихся к Пожарскому и хранящих память о нем. У московских краеведов есть богатый материал о событиях на Лубянской площади в 1611 году. Здесь стоял обширный двор князя Д.М. Пожарского, возле которого он бился с интервентами и был тяжело ранен. Двора давно нет, но на стене ближайшего дома укреплена мемориальная доска, напоминающая об этих событиях.

В архивах хранится множество документов, в которых отражена деятельность Д.М. Пожарского как вотчинника, главы Разбойного приказа, Ямского приказа, организатора обороны Калуги от «крымских людей» в 1634 году. В этом же году для защиты от тех же «крымских людей» Пожарский прислал в суздальский Спасо-Евфимьев монастырь 12 пушек. Этот эпизод, несомненно, подлежит всестороннему изучению. Такому же изучению подлежит вклад Пожарского в Шуйский Троицкий монастырь - богослужебные книги. К сожалению, Шуя не принимает Пожарского за «своего»: двор князя, бывший в шуйском детинце, снесен и никакой отметки на месте двора не оставлено.

В Оружейной палате хранится знамя Д.М. Пожарского. Копия этого знамени вполне могла бы занять место рядом с Российским Флагом в городской мэрии, потому что под этим знаменем шел на битву за Отечество российский национальный герой.

Когда ополчение, возглавляемое К. Мининым и Д. Пожарским, находилось еще в Ярославле (апрель - июль 1612 года), Д. Пожарский посетил Суздаль, где жили его родственники. Город был разорен: если раньше здесь было 414 посадских дворов, плативших подати в казну (данные 1573 года), то в 1612 году их осталось 95. Тем не менее, Д. Пожарский как один из руководителей Временного Земского правительства дал указание переписать оставшиеся дворы и обложить их налогами по прежним нормам. Борьбу с безвластием Пожарский начал с Суздаля. Благодаря этой переписи до наших дней дошли имена 384 посадских людей. Потомки некоторых из них живут в Суздале и поныне (или жили до недавнего прошлого): Воронины, Жилины, Шагурины, Бабухины, Лихонины, Володины, Голицыны, Биркины, Лужновы и др. В этом списке посадских людей есть и мои прямые предки - Семен Безделкин и Субботка сапожник.

Суздальский двор боярина князя Д.М. Пожарского отмечен только в писцовой книге 1628-29 годов. Он находился на территории кремля. Полагалось бы установить здесь какой-нибудь памятный знак, но территория кремля - музейная зона. По-видимому, место бывшего двора для музея интереса не представляет. Однако сейчас тут стоит жилой дом, находящийся в ведении города. И городские власти вправе установить на фасаде этого дома мемориальную доску с соответствующей надписью.

Нельзя разлучать князя Дмитрия Пожарского с его соратником нижегородским посадским человеком Кузьмой Мининым: не будь Минина, князю Пожарскому не довелось бы совершить свой подвиг; не будь Пожарского, ополчение, созванное Мининым, потерпело бы поражение. Очевидно, обмены военно-историческими делегациями между Суздалем и Нижним Новгородом должны стать регулярными.

Конечно, на всю эту программу потребуются немалые средства. Если их не хватит в городском бюджете, то не прибегнуть ли к способу, предложенному Кузьмой Мининым, когда возник вопрос о финансировании ополчения? Во всяком случае, хочется ощущать, что духовная жизнь Суздаля прочно связана с образом Дмитрия Пожарского, - так же, как была связана с ним служба моряков крейсера, носившего имя выдающегося военного деятеля и патриота.

Суздаль | История Суздаля | роль Дмитрия Пожарского в истории Суздаля