История Суздаля

Суздаль | Варганов А.Д., «Суздаль», 1957 год

Суздаль как город возник на основе древнейшего торгово-ремесленного поселения, в период распада родовых отношений, на заре формирования нового, феодального общества.

Археологические раскопки и найденный при этом вещественный инвентарь ранних поселенцев позволяют отнести организацию здесь первого поселения не позднее IX века.

Это поселение было расположено на склоне узкого мыса, омываемого с трех сторон реками Каменкой и Гремячкой. Уже в конце X века оно не было одиноким. Вблизи его, но возвышенным берегам реки Каменки, существовал ряд других поселений, жители которых занимались земледелием, ремеслом и торговлей. Организация ремесленных поселений в этом месте была отнюдь не случайна. Приближаясь к основному заказчику - земледельцу и в то же время не отдаляясь от бойких речных дорог, ремесленники будущего Суздаля основывают свой поселок в центре черноземной земли (в 5 верстах от Нерли), в гуще славянского земледельческого населения Суздальского Ополья.

Схема древнего Суздаля X-XIII веков

С этой группой поселений, как основным родовым ядром, в начале XI века летопись связывает название «Суждали». Но в понятие «Суждали» входило не только основное ядро ремесленных поселений на реке Каменке. Оно распространялось на все правобережье реки Нерль вплоть до самой реки Клязьмы. Многие селения опольной стороны даже по описи XVII века еще значились «в Суздале», В переписных книгах 1676 года в Суздале на Посаде значится 633 двора, крестьянских и бобыльских отмечают в нем 18793 двора, т. е. в понятие Суздаль включалась вся округа, как и прежде.

Поселение, расположенное на реке Каменке, не было глухим захолустьем. Торговые пути соединяли его с соседними областями и дальними странами. Хазарские и болгарские торговцы проникали в Суздалыцину по Волге, Оке, Клязьме и Нерли. Скандинавские купцы спускались с Варяжского моря через Ладожское озеро, по Шексне в Волгу и Нерль. Пути на Запад тянулись по двум Нерлям: клязьменской и волжской. Река Каменка извилиста, но коротка и маловодна в своих верховьях. По этой реке пути дальше ремесленного поселка Суздаля не шли.

Оживленная торговля шла по более полноводной и длинной реке Ирмизь, около Суздаля. Ее дугообразное русло уходит далеко в глубину плодородных опольных земель. В среднем ее течении, на левом берегу, по-видимому, уже в V веке н. э. размещалось небольшое городище, являвшееся скорее всего одним из зачатков ремесленных центров северной округи Суздаля. Большое количество курганов, расположенных по берегам Ирмизи, дает богатый вещественный материал, характеризующий районы торговых связей этой части Суздальщины в IX - XI вв.

Так, в курганах, расположенных около с. Весь, были найдены монеты: Саманидские, Измаила сына Ахмеда 900 г., Мансура сына Нуха, чеканенные в Самарканде и Бухаре, монеты Буидские, Генриха I , чеканные в Рогенсбурге, богемские Болеслава, Вендские, датские Эстридсена, сына Свенда. В курганах около с. Шокшова находились монеты Самаркандские Измаила I и его сына, относящиеся к IX веку, Буидские, Саманидские, Богемские X века. Обнаружено несколько монет и XI века: Этельреда I , Оттона, X в., Бруно, епископа Вюрцбургского, 1033-1045 гг. Подобные же монеты были найдены и около с. Шелбова, расположенного на той же Ирмизи в верхнем ее течении.

Раскопки курганов дают возможность судить также и об одежде представителей этого племени. Около с. Весь был отрыт остов человека. У головы его находилась часть муравельного горшочка с ручкой; около висков 14 серебряных колец с украшениями; в левом ухе серьга; на шее две серебряные гривны, одна из них витая жгутом; на груди три серебряные вызолоченные бусины, маленький привесок и кусок шелковой одежды; на левой руке, у локтя, плетеный бронзовый браслет, на правой - гладкий; на пальцах левой руки кольцо и перстень; у левого бока в кожаных ножнах бронзовое шило с колечками.

В одном из курганов, около с. Шокшова, тоже обнаружен остов человека, на шее которого были разные бусы, в ушах серьги, на груди бляха в виде конька, на руках витые браслеты и кольца, в ногах монеты.

Среди этих богатых украшений имеются железные изделия собственного производства: топоры, огниво, копья, ножи, ключи и т. п. Около с. Гнездилово в курганах был найден костяк человека с клещами и другими железными орудиями. В курганах у с. Васильки раскопаны одиночные и парные погребения с довольно бедными украшениями: колечки медные около висков, бронзовые украшения - «лунницы» и сережки.

Это разнообразие найденного в погребениях инвентаря позволяет разделить погребения на богатые и бедные. В IX - X вв. начинается уже имущественное неравенство, развитие которого приводит к усилению классово-феодальных элементов и возникновению городов.

В начале XI века вся эта богатейшая земля, входившая в Волго-Окское междуречье, вместе с городами Ростовом, Суздалем и Муромом, была в составе Киевского государства. В социальном развитии эти города уже стояли на пути феодализации. В них концентрируется более зажиточная часть населения, выросшая из местного старого родового общества. Летопись называет их «старая чадь», или «лучшие люди». Эти люди уже сумели захватить довольно большие земельные богатства и, кроме того, превратить смердов-общинников в зависимое население.

В начале XI века Ростово-Суздальская земля принадлежала уже киевскому князю Ярославу Мудрому, являвшемуся в то же время князем Новгородским. Укрепляя феодальные основы в Киевской Руси, Ярослав вводит в государственное устройство нормы своей «Правды».

В ответ на захват земель и закабаление смердов в Суздальщине в 1024 году вспыхнуло восстание, совпавшее с неурожаем в течение нескольких лет. Летопись отмечает, что «Бе мятеж велик и голод по всей той стране».

Руководимые волхвами, смерды подступили к Суздалю и «нача избивать старую чадь, по неже держат гобино» - т. е. захваченный общинный урожай.

Для подавления восстания из Новгорода в Суздаль прибыл сам Ярослав, который, как сообщает летопись, «изымав волхвы, расточи, а другие показни...».

Волна восстаний, охватившая всю Суздальскую округу, прокатилась через весь XI век. В 1071 году большое восстание охватило Белоозеро, затем перекинулось в Ростов. Это обстоятельство привело к укреплению старого поселения Суздаля земляным валом с тыном из крупных дубовых бревен. С наружной стороны этот вал частично огибала река Каменка, а со стороны плато был вырыт глубокий ров. С этой крепостью в дальнейшем и связывается название города Суздаля.

После смерти Ярослава Суздаль вместе с Ростовом и Белоозером переходит во владение его сына - Всеволода, князя Переяславля русского, как дополнение к его уделу, а затем Суздаль наследует сын Всеволода Владимир Мономах.

Разразившаяся в конце XI века борьба за обладание Ростово-Суздальским княжеством между Олегом Черниговским и детьми Владимира Мономаха приводит к опустошению земель и сожжению Суздаля.

В летописном рассказе под 1096 годом говорится, что Олег Черниговский овладел Суздалем «городом» и, отступая под напором дружины Мстислава Новгородского, сына Владимира Мономаха, сжег Суздаль, в котором остался только «двор монастырский Печерского монастыря и церковь яже там есть св. Дмитрия, юже бе дал Ефрем и с селы». Битва на реке Колочке окончилась победой Мстислава. Полоненные Олегом суздальцы были освобождены.

Через 10 лет, в 1107 году, Суздаль подвергается нападению болгар. Ростовская летопись рассказывает так: болгары «обступиша град и много зла сотвориша воююще села и погосты, убивающе много христиан... суздальцы затворишася во граде». Скорее всего, что это болгарское разорение и вызвало приезд Владимира Мономаха на другой год.

Укреплению феодального порядка способствует новая христианская религия, идущая на смену старым родовым верованиям. На рубеже XI - XII вв. Владимир Мономах, навестивший Суздальский край, в Суздале строит первое соборное здание в честь новой, христианской религии. Так Суздальский собор, в отличие от деревянного ростовского, был воздвигнут каменным, стены внутри его расписаны фресковой живописью.

Постепенно отнимая первенство у Ростова, Суздаль становится стольным городом Ростово-Суздальского княжества, первым самостоятельным князем которого был сын Владимира Мономаха Юрий Долгорукий.

Археологические раскопки позволили обнаружить в западной стороне собора остатки каменного гражданского сооружения, поставленного одновременно со зданием собора, т. е. в конце XI века. Весьма возможно, что здание было палатами Юрия и его преемников. Согласно летописным сведениям, Юрий Долгорукий жил больше в Суздале, чем в Ростове. В Суздале он построил и церковь Спаса. Из этого города он выступал в походы и возвращался в него. Суздаль делается постоянной резиденцией Юрия. Даже в Киеве Юрия окружают не ростовцы, а суздальцы.

Суздаль времен Юрия превращается в столицу огромного северо-восточного княжества, границы которого на севере доходят до Белого озера, на востоке - до Волги, на юге Суздальское княжество граничит с муромо-рязанскими землями, а на западе - со смоленскими и новгородскими. Сильная и обширная Новгородская республика начинает считаться уже с Суздалем, а не с Ростовом.

Попытки ростовского боярства возвратить свое политическое первенство успеха не имели. Основной политикой Юрия Долгорукого было сохранить и закрепить эту молодую растущую вотчину за своей семьей и утвердить ее первенство во всей Руси.

Еще при жизни Юрий держит своих младших сыновей - Василька, Михалка и Всеволода - в Ростове и Суздале. Однако старший его сын (от другой жены) Андрей (позже названный Боголюбским) не выпускает из внимания богатейшие просторы Суздальской земли. Его манит растущее экономическое и политическое значение Суздаля. Он, по всей вероятности, не прекращает связей со своей родиной - Суздалем, хотя по повелению отца и сидит на юге, в Вышгороде.

В надежде на восстановление своего политического господства и усиления веча над властью князей суздальское боярство сманивает Андрея на правление Суздальским княжеством. Летописец под 1157 годом сообщает, что «Суздальцы и Ростовцы вздумаши вси пояша Андрея», т. е. просили Андрея. Избранием князя «по своей воле» боярство думало ограничить его власть. Однако расчеты старейшин не оправдались. Нарушивший своим уходом из Вышгорода ряд отца, Андрей не только не становится на суздальский стол, а, наоборот, порывает с Суздалем и его старыми боярскими кругами и обосновывается в младшем городе - Владимире, основанном его дедом Мономахом.

Руководящей мыслью Андрея Боголюбского было укрепление единовластия в княжестве, создание новой общерусской столицы, вместо старой «матери русских городов» - Киева, и объединение раздираемых усобицами русских княжеств с учреждением во Владимире - пригороде Суздаля и Ростова - великокняжеского стола.

С этого времени Суздаль начинает терять свое политическое первенство. Хотя озлобленное боярство и пыталось оклеймить своих пригородных владимирских ремесленников «оратарями, каменотесцами и древоделами», все же новая столица на Клязьме стала фактом. Все внимание Андрея было направлено на устройство новой столицы и укрепление могущества Владимирского княжества «самовластьцем», которым он сам был.

После трагической смерти Андрея в 1174 году в Боголюбском замке ростовцы и суздальцы делают попытку выйти из подчинения младшему городу Владимиру. Они становятся на сторону рязанских племянников Боголюбского в борьбе за великокняжеский владимирский стол. Однако борьба кончилась победой младших братьев - Андрея, Михаила и Всеволода, - и Суздаль, не получив особого князя, вошел в состав Владимирского княжества.

Добившись великого княжения, младший брат Андрея Всеволод III Большое гнездо сосредоточивает свое внимание не только на Владимире. В 1194 году по его повелению была обновлена обветшавшая дубовая ограда Суздальского кремля. Мономахов тын, как устаревший тип военно-оборонительного сооружения, заменяется новым рубленым городом. В 1196 году производится большой ремонт соборного здания.

Строительная деятельность во времена Всеволода достигает наивысшего расцвета. Во Владимире расширяется Успенский собор, строится прекрасный белокаменный Дмитриевский собор на княжеском дворе, Успенская церковь, растут свои мастера-строители из феодально-зависимого населения. Для ремонта Суздальского собора Всеволод уже не ищет мастеров «от немец», его отделывают свои строители (мастера княжеские и епископские).

Город Суздаль продолжает расти стихийно. Значительно расширяется выросший еще при Юрии торговый посад с восточной стороны, между кремлевским валом и речкой Гремячкой. При впадении Гремячки в Каменку на месте низвергнутого языческого идола Яруна строится Козмодамианский монастырь. На большой ярославской дороге за посадом в 1207 году основывается Ризположенекий девичий монастырь. С юго-восточной стороны кремля, при впадении реки Мжары в Каменку, на широком плато раскинулась Михайлова слобода, принадлежащая брату Всеволода Михалке. В западной стороне на горе, за рекой Каменкой, на Владимирской дороге расположился древний Дмитриевский монастырь со своими земельными угодьями, полученными от епископа Ефрема еще в XI веке.

Расположенные по возвышенным берегам заречной стороны старые родовые поселения превращаются в пригородные слободки, принадлежащие духовной знати Суздаля. Однако, несмотря на территориальное расширение, в политическом отношении Суздаль становится уже городом второстепенным.

После смерти Всеволода III огромная Владимиро-Суздальская держава распадается на отдельные княжества. Старейший Ростов отходит старшему сыну Всеволода Константину, великокняжеский Владимир и Суздаль достаются второму сыну - Юрию, Переяславль - Ярославу и Юрьев - Святославу, а в дальнейшем младший сын Иван получает Стародуб на Клязьме.

Старые северные города - Ростов, Ярославль, Кострома и Белоозеро, - как видно, уже не имеют былого экономического значения. Торговые пути в это время шли через Суздаль по Нерли и Клязьме, намного укорачивая старый волжский путь. Не случайно, построенные Андреем крепость в Боголюбове и ее филиал - Покровский монастырь на устье Нерли - были важными пунктами, контролирующими торговый путь по Нерли, ведущий в глубину Суздальского Ополья. Этот путь выходил на Волгу у с. Кснятина к средневолжским городам Ростову и Ярославлю.

Это ограничение вызвало недовольство своим уделом (скорее положением) у ростовского князя Константина. Считая себя как старшего сына Великого Всеволода III обделенным, он идет искать великокняжеский стол. Борьба за Владимир кончилась победой Константина на Липецком поле в 1217 году. После чего Юрий должен был удалиться в Городец на Волге, но вскоре, прощенный братом, он получает во владение Суздаль.

Два года Юрий II Всеволодович был удельным князем Суздальским, а по смерти Константина в 1219 году вновь занял великокняжеский стол во Владимире, оставив за собой и Суздаль.

В период правления Юрия II в Суздале был построен новый белокаменный собор. Старое здание Мономахова собора к этому времени обветшало, и, как сообщает летописец, «своды его впали бе».

Рождественский собор периода Юрия был прекрасен. Его белокаменные порталы покрылись тонким ажуром резного растительного узора с вплетением фигур животных. Богато украшенный резьбой аркатурный пояс охватывал фасады здания посередине, верх здания завершало трехглавие.

Свидетель и участник строительства нового Суздальского собора епископ Симон называет его красотой Суздаля и не без гордости заявляет: «Я же сам создах».

Так Суздаль, возвеличенный в период правления Юрия Долгорукого до стольного города в середине XII века, должен был уступить свое первенство новому центру - своему пригороду Владимиру.

Читать далее: Упадок Суздаля и подчинение его Москве