ИНТЕРЬЕР РОЖДЕСТВЕНСКОГО СОБОРА В СУЗДАЛЕ

Интерьер Рождественского собора в Суздале Интерьер Рождественского собора в Суздале. Фото: Павел Сухов.

Интерьер Рождественского собора в Суздале представляет собой ансамбль, с большим искусством созданный русскими мастерами с XIII по XVII века. В нем объединены, синтезированы многие виды искусства: архитектура, монументальная живопись, иконопись, декоративно-прикладное искусство, музыка. Оформление всех элементов составило здесь единое композиционное целое.

Рождественский собор построен в традиционной, воспринятой от Византии, крестовокупольной системе. Древний элемент собора – хоры – был уничтожен переделками XVII века. К сожалению, стены собора покрыты ремесленной живописью XIX века, и мы можем видеть только фрагменты древней росписи, расчищенные в разное время реставраторами.

На юго-западном столбе фрагмент росписи XVII века: композиция «Шествие праведников» и полотенце с растительным орнаментом. Роспись выполнена в традициях монументальной живописи XVI века.

Верность традициям XVI века чувствуется и в иконостасе. Многоярусный иконостас сложился на Руси в XIV-XV веках. Иконостас Рождественского собора создается в XVII веке. Иконы для него писали местные и столичные мастера, принимал участие один из мастеров Московской Оружейной палаты (Георгий Зиновьев). Для живописи иконостаса характерны сочетания больших цветовых плоскостей и ясной, четкой линии рисунка.

Соборные паникадила являются не только источником освещения, теперь электрического, но органической частью всего художественного ансамбля Рождественского собора. Центральное медное паникадило, огромное, с массой изогнутых «перьев» и свешников относится к XVI веку. Внутри паникадила есть литая фигура – мужская, в длинной одежде русского покроя. Считают эту фигуру литой скульптурой русской работы, изображающей вкладчика. В таком случае перед нами одно из самых ранних скульптурно-портретных изображений в русском искусстве.

Из соборной утвари интересен медный ходовой фонарь XVII века. Фонарь выносился во время религиозных праздников, крестных ходов. Украшали крестные ходы и выносные кресты, выносные иконы.

В юго-западном аркасолии вы можете видеть фрагмент фрески XIII века – прекрасный растительный орнамент, созвучный орнаменту резьбы собора и златых врат. Фреска выполнена на штукатурке, по графье, краски – яичная темпера.

В южном притворе Рождественского собора можно увидеть диапозитивы с изображением фрагментов фрески XIII века. Эти фрагменты сохранились в алтаре, и поскольку они недоступны для осмотра, здесь можно посмотреть их изображение. Удивительно хороши сохранившиеся в диаконнике фрагменты растительного орнамента, в ковер орнамента были включены и сюжетные композиции – лики двух старцев и др. Расчищены фрагменты фресок XIII века в 1938 году.

В XX веке при снятии деисусного ряда иконостаса была раскрыта владимирскими реставраторами фреска XIII века с изображением креста, там же фрагмент фрески XV века – часть фигуры святого в княжеских одеждах с мечом в руке.

На стенах притвора расчищены фрагменты росписей XVII века. Тема росписей – прославление богородицы. Живопись выполнена темперными красками по сухой штукатурке.

Рождественский собор служил некрополем. В аркасолиях захоронения местных князей XV-XVI веков. К реликвиям местной церкви относились гробницы (раки) с мощами суздальских святых. Резные деревянные позолоченные сени над раками выполнены суздальскими резчиками в XVIII веке.

В северном притворе также можно видеть раскрытые фрагменты росписи XVII века.

Златые врата Рождественского собора – самый ценный памятник Суздаля, имеющий мировое значение. Он не имеет себе равных в искусстве русского средневековья. Это единственный памятник домонгольской поры (в такой технике) в России. И в Европе таких памятников немного: Золотые двери XII-XIII веков в соборах Аугсбурга (Германия), Равелло, Трани, Монреаля (Италия), Гнезно (Польша).

В Рождественском соборе таких врат двое: западные и южные. Врата выполнены в технике «огневого золочения» или «золотой наводки». Пластины красной меди покрывались лаком, сваренным из разных частей скипидара, асфальта желтого воска, сосновой смолы. Для получения густочерного фона пластины коптили над пламенем. Затем резцом процарапывали изображение и затирали бороздки рисунка сплавом ртути и золота. При нагреве золото прочно спаивалось с медью.

Последние исследования ученых восстановили наиболее вероятную картину создания врат по времени: пластины западных и южных врат – рубеж XII-XIII веков, отдельные части обоих врат – после 1240 года.

Композиции на западных вратах выполнены на темы евангелия: южных – на библейские темы.

Отличаются композиции и стилистически. Композиции западных врат статичны: они построены по горизонталям и вертикалям; композиции южных врат отличаются большим динамизмом, лиричностью: они построены по диагоналям.

Орнамент, оплетающий валики и умбоны, а также орнамент нижних пластин обоих врат исключительно разнообразен и созвучен орнаменту белокаменной резьбы Рождественского собора: растительный узор, сказочные образы животных вписаны в кружево растительного орнамента.

Врата выполнены местными мастерами: в этом нас убеждает весь художественный строй врат.

Врата – прекрасный памятник изобразительного искусства, иконографии, декоративно-прикладного искусства, палеографии конца XII – начала XIII века – ярчайшее свидетельство расцвета культуры Владимиро-Суздальской Руси в конце XII – первой половине XIII веков.

Суздаль | музей | Рождественский собор | интерьер