Город Суздаль улица Коровники

Город Суздаль улица Коровники

Дома: 1 | | 2 | | | | | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 11б | 13 | 14 Горячие ключи | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 21а | 22 | 23 | 24 | 25 | 25а | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 33а | 34 | 35 | 36 | 38 | 39 | Крестовоздвиженская и Козьмодемьянская церкви | 40 | 40а | 40б | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 ГТК Турцентр | 46 | 48 | 50 | 52 | 54 | 56 | 58 | 60 | 62 | 64 | 66 | 68 | 70 | 72 | 74 | 74а | 76 | 80

Улица Коровники в Суздале расположена на северо-западной окраине города. Располагавшееся в этом месте село Коровники вошло в состав города в начале 70-х годов XX века.

Историю села Коровники традиционно связывают со Спасо-Евфимиевым монастырем. В «Историко-статистическом описании церквей и приходов Владимирской епархии» В. Березина (1896 г.) прямо говорится о весьма древнем происхождении села Коровники. А.В. Кучин в своей работе «Суздальское Ополье в XV—XVII вв. и владения Спасо-Евфимиева монастыря» пишет, что село Коровники принадлежало потомку князя Дмитрия Константиновича Ногтя - его правнуку Андрею Андреевичу.

В XIV-XV веках за весьма короткий срок Спасо-Евфимиев монастырь превратился в крупнейшего землевладельца в Суздальской округе. Монастырь не могли не привлечь села, удобно и компактно расположенные вокруг него. Те села, что монастырю еще не принадлежали. «Меновая запись», которую составил «владычен» дьяк Яков, написана замечательным языком: «...Князь Ондрей Ондреевич менялъ есмъ свою вотчину свое село Коровницкое с архимандритомъ Спасскимъ с Фомою и со всею братьею с черноризцы на ихъ село на Заполитское и менилъ есмъ со всемъ куды мой плугъ ходил куды коса ходила куды топоръ ходил какъ было за мною за Княземъ за Андреемъ по старине и со всемъ а у нихъ есмъ выменилъ по тому же по старине какъ ся им достало по Великого Князя жалованью и со всемъ и куды ихъ плугъ ходилъ куды ихъ коса ходила...» Обмен селами произошел в первой половине XV века при епископе Авраамии (управлял Суздальской епархией в 1431-1452 годах).

В Коровниках жили монастырские люди, слуги, служебники, оброчные крестьяне, бобыли, а также торговцы и ремесленники, связанные общими торговыми делами с местным населением. Оброчные крестьяне, занимавшиеся скотоводством, держали коров и обеспечивали Спасо-Евфимиев монастырь свежими молочными продуктами. Само название села связано с этим занятием местного населения. Коров в Коровниках всегда было много, так как вокруг имелось достаточно хороших выпасных и покосных лугов. Хорошие земли - это всегда особый объект зависти соседей. Сенные покосы в селе Коровники имели несколько границ. Те, что были расположены в излучине на правом берегу, никогда не вызывали спора, так как граничили с покосами села Сельцо через реку. А с рекой трудно тягаться! В северной излучине реки Каменки у бобылей Новосельской слободы размещались кирпичные заводы, а от уплаты податей за землю бобыли всячески увиливали. С 1831 года, когда эта земля из владений села Коровники перешла в состав Суздаля, крестьяне села Коровники упорно продолжали считать ее своей надельной землей. Любопытно, что сохранился архивный документ за 1915 годом, свидетельствующий о том, что тяжба плавно перетекла в XX век.

С запада русло реки Каменки соединялось Ветельским прудом с плотиной, упоминание о которой есть в жалованной грамоте 1495 года, данной Иваном III Спасо-Евфимиеву монастырю. Известный суздальский краевед В.М. Снегирев оставил воспоминания о том, что этот пруд в селе Коровники был знаменит осокой, из которой монахини Покровского монастыря плели красивые половики.

В конце XVIII века при составлении проектных планов земель города Суздаля земля в северной излучине была включена в городской план и разбита на пять кварталов под номерами 51-55. На деле, а не на бумаге, земля в северной излучине реки Каменки очень долго оставалась свободной от квартальной застройки. На противоположном левом берегу реки Каменки в северной узкой части излучины реки место было отведено под храм.

Летом в праздник Петра и Павла жители села Коровники устраивали торжество в честь Корсунской иконы. Они приносили из Спасо-Евфимиева монастыря в свое село и устраивали в храме иконы Корсунской Богоматери и Евфимия Суздальского. После торжественного богослужения в приходском храме проходил крестный ход, во время которого жители Коровников и паломники из разных мест обходили село с чудотворным образом. Затем святыню принимали в каждом доме для молебнов. С иконой обходили не только дома, но и поля.

В XIX веке в Коровниках проходили не только пышные церковные праздники, но и устраивались народные гуляния. Вот такая частушка встречается в «Трудах Владимирской архивной комиссии» (1914 г.): «Как Коровники село, чем украшено оно. Кринками, бочонками, пузастыми девчонками».

XX век внес серьезные изменения в облик Коровников. Северо-западная окраина Суздаля превратилась в центр событий всесоюзного масштаба в связи с постановлением Совета Министров СССР от 1 августа 1967 года «О создании в Суздале туристического комплекса» в целях развития массового туризма и пропаганды древнерусского искусства. В настоящее время ГТК Турцентр на улице Коровники является одним из самых крупных комплексов города Суздаля и Владимира.

Суздаль | Все улицы города | улица Коровники