НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ В СЕЛЕ ЛОПАТНИЦЫ

Никольская церковь в селе Лопатницы Никольская церковь (1797 год) в селе Лопатницы. Фото: Павел Сухов.

Древнее село Лопатницы раскинулось по обе стороны шоссе, уходящего серой асфальтовой лентой от Суздаля в сторону Иванова. Лесистая, болотистая местность, край бедных супесчаных и подзолистых ночв...

Местно народное предание название села производит от фамилии какого-то князя Лопатина, бывшего будто бы владельцем земли и крестьян. Едва ли это предание достоверно: из старинных документов видно, что Лопатницы, начиная с XV века, были вотчиной московских князей.

Под 1490 годом село упомянуто в дарственной грамоте князя Ивана Ивановича, посланной лопатницкому приказчику, о передаче двух лугов по рекам Нерли и Подексе, близ села Омутское, монахам Спасо-Евфимиева монастыря . В документах XVI-XVIII столетий Лопатницы значатся дворцовым селом московских князей и царей.

Известно, что в смутное время в начале XVII века Лжедмитрий, заняв русский престол, жалует село в собственность «инокине Александре», бывшей супруге царевича Ивана (сына Ивана Грозного).

Во время набега на Суздальскую землю польско-литовских интервентов Лопатницы подверглись полному разорению, а жителей его разными жестокостями принудили принести присягу на подданство самозванцу.

Зимой 1608 года Суздальский воевода Плещеев, перешедший на сторону врагов русского народа, останавливался в Лопатницах с войском поляков и литовцев для защиты Суздаля от шуян, освободившихся от самозванца и намеревшихся освободить город от врагов. Отсюда воевода, не надеясь на имевшееся у него войско, писал Сапеге, прося его о немедленной присылке помощи в количестве 5000 человек для защиты Суздаля от «бунтовщиков».

В XIX столетии в Лопатницах насчитывалось 96 дворов, а проживало в селе 328 душ мужского и 352 - женского пола.

До Октябрьской революции основная масса крестьян не могла сносно существовать на малоплодородных наделах. Поэтому многих мужчин нужда гнала на заработки в Москву, Петербург, Иваново-Вознесенск, Шую и другие промышленные центры.

Новая жизнь хлеборобов началась после Октября. Малоимущие крестьяне получили землю, принялись строить счастливую, обеспеченную жизнь сообща.

Старейший житель села Михаил Ильич Зайцев, которому исполнился 81 год, рассказывает о пережитом:

— Жили бедно. Отец с матерью кое-как сводили концы с концами, старались изо всех сил вывести в люди одиннадцать детей. Помогла Советская власть. В первые же годы после революции отец возглавил комитет бедноты, а вместе с ним и я стал приобщаться к активной общественной деятельности.

В 1929 году восемь беднейших хозяйств села создали коллективное хозяйство, а меня избрали председателем артели.

Хорошо помню, как ранней весной привез ли в село сеялку, молотилку, две веялки, покрытые свежей краской. Их мы поставили в сарай, отданный отцом под колхозные машины и инвентарь.

Стояла теплая, сырая пасхальная ночь, когда тишину улицы прорезал крик: «Пожар!» Выскочил на улицу и увидел яркое пламя над сараем с новыми машинами. Это было делом кулаков.

...Несмотря на преклонный возраст, Михаил Ильич уверенно повествует о событиях тех давних дней. Ему помогает младшая сестра Евдокия Ильинична, которая тоже многое пережила, многое помнит.

В рассказе Михаил Ильич воскрешает тревожные и радостные события того времени, участником которых он был.

Из семьи Зайцевых двое - Павел и Василий - погибли на фронте, Иван умер дома от тяжелых ран. А вообще Лопатницы дали фронту сотни защитников Родины. Более ста из них не вернулись с полей сражений, почти каждая семья понесла утрату.

Современные Лопатницы живут и развиваются в тесной связи с теми изменениями, которые произошли в последние два десятилетия. На базе бывшей лугомелиоративной станции недалеко от села, на другой стороне реки Подексы вырос поселок Красногвардейский - центральная усадьба совхоза «Суздальский». В нем проживает около 600 человек, а в селе 246 жителей.

Лопатницы - отделение совхоза «Суздальский» - связаны многими нитями с центральной усадьбой. В поселке построен комплекс культурно-бытовых учреждений: здесь действуют магазины и столовая, детский комбинат и медицинский пункт. Дом культуры и библиотека. Всеми этими благами пользуются и труженики хозяйства, проживающие в селе.

Жители древнего села Лопатницы через годы испытаний пришли к счастливой, обеспеченной жизни и вносят значительный в клад в развитие экономики и культуры Суздальского района.

Суздаль | Храмы Суздальского района | Никольская церковь в селе Лопатницы