ЦЕРКОВЬ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ В СЕЛЕ ЦИБЕЕВО

Церковь Иоанна Предтечи в селе Цибеево Церковь Иоанна Предтечи (1879 год) в селе Цибеево. Фото: Павел Сухов.

Поскольку я давно и планомерно занимаюсь историей села Цибеево и ближайших к нему селений, возникло мнение, что я об этом селе знаю все. И поэтому недавно жители его поинтересовались, не могу ли я назвать дату основания села, чтобы отсчитывать от нее возраст и, очевидно, устраивать затем какие-то празднества, посвященные Дню Цибеева. Наподобие того, как устраиваются Дни города в городах.

Действительно, почему-то принято иметь «день рождения» города, и не принято отмечать хотя бы юбилейные годовщины сел и деревень.

Традиционно в селах были престольные праздники - в дни памяти тех святых или тех событий и истории христианства, в честь которых была названа приходская сельская церковь. И даже после 1918 года, когда церковь была отделена от государства и на смену церковным праздникам пришли праздники сугубо атеистические, в сельских местностях продолжали древнюю традицию. Мне известно, например, что в селе Торчино, где была Никольская церковь, престольные праздники отмечали (и отмечают до сих пор) дважды в году: на Николу Вешнего и на Николу Зимнего. А в деревне Протасово церкви не было, но некоторое время существовала часовня в честь иконы Смоленской Божией Матери, поставленная по обету. День, когда праздновалась Смоленская, был Днем деревни Протасово.

В Цибеево есть своя церковь, - правда, полуразрушенная и не работавшая по прямому назначению. Имя ее - Предтеченская, т.е. в честь Рождества Иоанна Предтечи. Казалось бы, повод для ежегодного праздника в селе есть, но жители, видимо, подходят к подобным праздникам с другой стороны: престольный праздник никак не связан с возрастом села, с его историей. Если каждый город гордится своей историей, связывает дату своего основания с какими-то событиями в жизни государства, то почему этого лишены села и деревни, без которых ни один город не сумел бы просуществовать больше года? А ведь есть села постарше иных городов и есть города, имеющие в своем прошлом заурядную деревеньку.

Над годом основания села Цибеево я как-то раньше не задумывался, хотя учителя сельской школы просили меня однажды восстановить цепочку помещиков, владельцев села, на протяжении свей его истории. Задача нелегкая, потому что для этого нужно отыскать в архивах все документы, свидетельствующие о переходе села от одного владельца к другому. Не все документы сохранились; не всегда известны родственные связи помещиков, служившие поводом к разделу или объединению имений; деревни исчезали, превращались в пустоши (эпидемии, пожары, неурожаи и т.п.), а потом возрождались под другими названиями; в писцовых книгах много ошибок, а в копиях о них - искажений и пропусков слов и фраз. Конечно, работая в архивах и встречая в бумагах какие-либо сведения о Цибеево (до введения в 1956 году «Правил русской орфографии и пунктуации» село называлось Цыбеево, сохраняя прозвище основателя - Цыба или Цыбатый), я делал себе для памяти пометки. Сейчас я их выстроил в порядке углубления в историю села. Вот что получилось.

1868 г. - Село Цыбеево генерал-майора Константина Ильича Огарева, в селе 190 душ мужского пола.

1810 г. - Село Цыбеево прапорщика Владимира Алексеевича Акинфова, в селе 155 душ мужского пола.

1778 г. - Село Цыбеево лейб-гвардии Преображенского полка капитан-поручика Ивана Васильева сына Шереметева, в селе 127 душ мужского пола.

1678 г. - За боярынею Ульяною Петровною Шереметевою, вдовою боярина Бориса Петровича Шереметева - половина сельца Цыбеева, в нем двор вотчинный, дворовых людей 7, бобылей и крестьян 83 души мужского пола.

За боярином Петром Большим Васильевичем Шереметевым половина сельца Цыбеева, в нем двор боярский, дворовых людей 7, бобылей и крестьян 50 душ мужского пола.

1646 г. - За боярином Борисом Петровичем Шереметевым в селе Цыбееве 23 души мужского пола.

1628-30 гг. - За Борисом и Василием Петровичем Шереметевыми - по половине села Цыбеева.

1625 г. - жалованные царские грамоты Борису и Василию Петровичам Шереметевым - каждому по половине села Цыбеева в вотчину.

Более ранних документов, где упоминалось бы село Цибеево, нет. Во всяком случае, в российских архивах они к настоящему времени не обнаружены. Значит надо исходить из того, что наиболее ранним владельцем села был отец Василия и Бориса Шереметевых Петр Никитич. Ибо в жалованных грамотах сказано, что Борису и Василию дается вотчина отца их: грамоты не сохранились, но сохранилась книга, где регистрировались документы, заверяемые Большой Государственной печатью. В книге записано: «Жалованная вотчинная грамота Бориса Петровича Шереметева на старую вотчину отца его - в Коломенском уезде в Большом Муклине стану на село Чиркине с деревнями, в Суздальском уезде в Опольском стану на половину сельца Цыбеева...».

Петр Никитич Шереметев родился около 1570 года, исполнял разные службы при царях Федоре Иоанновиче, Борисе Годунове и Василии Шуйском. В1607 году, будучи воеводой в Пскове, защищал город и его предместья от польско-литовских интервентов. Вместе с ними участвовал в боевых действиях сын Борис. В 1609 году Петр Никитич был убит (по одним сведениям, проникшими в город людьми Лжедмитрия, по другим - местными жителями, присягнувшими Самозванцу). Цибеево, как и другие вотчины, перешло по наследству сыновьям.

Существовал порядок владения вотчинами: поскольку жаловал ими сам царь, надо было обращаться к каждому новому царю за подтверждением своего вотчинного права. В одних случаях царь или дьяк «с приписью» (имеющий право подписывать документы от имени царя) ставили на прежней грамоте отметку о том, что вотчина по-прежнему остается за владельцем ее. В других случаях (прежняя грамота не сохранилась, изменились условия владения) жалованная грамота давалась новая. По-видимому, грамота, данная Петру Никитичу, утратила силу: наследники не пожелали разделить поровну отцовское наследство, а в этом случае жалованная грамота полагалась каждому из них.

Впоследствии Василий Петрович оставил свою половину села сыну Петру. В 1678-80 г.г. Петр Васильевич был Тобольским воеводой.

Борис Петрович умер в 1650 году, его половиной села Цибеева стала владеть вдова - Ульяна Петровна (урожденная княжна Пронская). Она была второй женой Бориса Петровича, а от первой жены у него был сын Василий. И когда Ульяна Петровна умерла, Василий Борисович стал владеть половиной села, которая когда-то принадлежала его отцу. В1682 году Василий Борисович, будучи бездетным, завещал свою половину села двоюродному брату Петру Васильевичу. Таким образом, с 1682 года село Цибеево стало целиком принадлежать одному владельцу.

У Петра Васильевича было четверо сыновей: Федор, Борис, Василий и Владимир (Иван умер в 1682 году и в число наследников имений Петра Васильевича не входил). Борис Петрович (1652-1717) - будущий фельдмаршал, сподвижник Петра I. Очевидно, по разделу наследства он получил вотчины в других местах, т.к. Цибеево досталось его брату Василию.

Теперь о дате, которой интересуются жители Цибеева. По правилам, возраст села следует отсчитывать от самой ранней даты, под которой село фигурировало в документах. Такая дата - 1625 год. Однако селом владел Петр Никитич Шереметев (это документально подтверждается), который умер в 1609 году. Надо думать, что в вотчину он получил от царя не пустошь и не починок, а селение с крестьянами. Когда образовалось это селение, сказать пока невозможно, а датой, от которой можно отсчитывать возраст села, повидимому, следует считать 1609 год. Последующие изыскания могут внести в год «рождения» села поправки. Текст: В. Огурцов, краевед.

Суздаль | Храмы Суздальского района | Церковь Иоанна Предтечи в селе Цибеево