АЛЕКСАНДРОВСКИЙ И ПОКРОВСКИЙ МОНАСТЫРИ С ПРЕПОДОБЕНСКОЙ КОЛОКОЛЬНИ

Вид на монастыри Суздаля с Преподобенской колокольни Вид на Александровский и Покровский монастыри Суздаля с Преподобенской колокольни. Фото: Прокудин-Горский.

С XIV века при внуке Александра Невского - Иване Калите, началось возвышение Москвы, развившей политические и культурные традиции Владимиро-Суздальского княжества, сумевшей объединить Русь, сбросить татарское иго и стать новым центром русской земли.

Суздаль в этих условиях постепенно теряет свое политическое значение, хотя притязания на политическую роль сохраняет долго. В 1341 году в ходе соперничества за великокняжеский владимирский престол и реально сложившегося соотношения сил между Москвой и Суздалем создается Суздальско-Нижегородское княжество со столицей в Нижнем Новгороде. Его князья выступают то союзниками, то соперниками Москвы. В 1366 году союз двух княжеств был закреплен браком Дмитрия Ивановича (Донского) с суздальской княжной Евдокией.

Период Суздальско-Нижегородского княжества в истории нашей Родины навсегда останется знаменателем тем, что здесь в 1377 году по заказу суздальского епископа Дионисия монах Лаврентий составил знаменитый летописный свод - «лаврентьевскую летопись» - ценнейший памятник древнерусской литературы, а также появлением новой дороги, - Нижегородского тракта, который проходил через Кидекшу и Суздаль. Позднее двигались по ней купцы на знаменитые Макарьевские ярмарки. Как Нижегородский тракт дорога дожила до середины XIX века, а затем утратила свое значение. Начавшаяся строиться в 1834 году шоссейная дорога Москва - Нижний Новгород, а чуть позднее и железная дорога того же направления прошли через Владимир.

В 1380 году Суздаль вместе с другими русскими городами, впервые откликнувшимися на призыв московского князя, приняли участие в Куликовской битве, и одновременно суздальско-нижегородские князья не раз оттесняют Москву, получая ярлыки от ханов на великое княжение. Но удержать его не могли и, в конце концов, в 1392 году подчинились Москве.

Амбициозная попытка удельного Суздаля в ходе феодальной войны XV века вернуть свои прежние политические позиции также заканчивается неудачей. Речь идет о событиях 1445 года когда суздальские князья не поддержали московского князя Василия II, который потерпел поражение под стенами суздальского Спас-Евфимиева монастыря от сыновей казанского хана Улу-Мухамеда, попал в плен, был ослеплен, за что получил прозвище Василия Темного. Но Василий II выкупился из плена и снова занял Московский престол. Суздаль навсегда входит в состав Московского княжества.

С утратой политического значения закрепляется роль Суздаля как одного из крупных религиозных центров. В 1333 году утверждается постоянная самостоятельная епископия. Вокруг города растут монастыри. Еще в XIII веке, вскоре после татарского нашествия, возникли Троицкий, Александровский, Введенский, Васильевский. В XIV веке суздальско-нижегородскими князьями Андреем и Борисом основываются Спасский и Покровский монастыри. Так Суздаль оказался в кольце 15 монастырей.

Вначале они были деревянными. Располагаясь на удобных, стратегически важных местах (на высоких берегах реки, у дороги), монастыри наметили крайние точки города, за которые Суздаль практически не вышел, и определили места важнейших архитектурных ансамблей, созданных зодчими в XVI-XVII веках.

Умение выбрать «стройное место» (от «строить») высоко ценилось в древности. «Стройные места» хранили. Память о них закрепляли другими постройками. Не тем ли частично объясняется особая поэтичность суздальских монастырских ансамблей, что месторасположением своим донесли до нас талант далеких предков?

Некоторые монастыри, располагаясь на богатых землях, получая щедрые вклады от местных, а затем московских князей, прикупая и обменивая села, довольно быстро превратились в крупные феодальные хозяйства. Экономически крепнет и суздальская епископия. В Кремле в конце XV века строятся первые каменные епископские палаты. После двухсотлетнего перерыва, вызванного монголо-татарским нашествием, они положили начало возрождения каменного строительства в Суздале.

Это возрождение было связано не только с ростом экономического могущества епископского двора и монастырей, но и отражало общий подъем, который переживало складывающееся русское государство, отражало рост самосознания народа, одержавшего крупную победу над поработителями. Монголо-татарское иго хоть и нанесло непоправимый урон, но не смогло полностью прервать, тем более уничтожить ремесленные и художественные традиции, продолжающие жить в народе.

В XVI-XVII веках Суздаль переживает период интенсивного каменного строительства. В это время формируются все ныне существующие монастырские архитектурные ансамбли. Строительство прерывалось лишь в первой половине XVII века, когда ряд общенациональных и местных бед постигали Суздаль. Это польско-литовская интервенция, набег крымских татар, страшный пожар 1644 года; и еще через десятилетие - бич средневековых городов - повальный мор (чума).

Социально-экономическое развитие Суздаля этого времени характеризуется небывалым ростом экономического могущества и власти монастырей и архиерейского дома. Растет духовное влияние Суздаля. В середине XVI к лику святых причисляются и первый епископ Суздаля Феодор, святитель и епископ Иоанн (XIV в.), первый архимандрит Спасского монастыря, друг и сподвижник Сергия Радонежского Евфимий (ХIV в.), преподобная Евфросинья (XIII в.).

Город пользуется вниманием московских князей и царей. Один из суздальских монастырей - Покровский - превращается в место ссылки знатных женщин. В монастыри идут крупные пожалования и богатые вклады, в них развертывается новое строительство.

Разбогатевшая епархия силу и значимость свою подтверждает сооружением обширного комплекса архиерейских палат, включившим в себя все прежние каменные постройки епископского двора. Они представляют интереснейший памятник гражданской архитектуры. В художественном облике палат сказались черты «хоромного» стиля: многоступенчатые объемы, крытые и открытые галереи-гульбища, переходы, вынесенное вперед крыльцо.

Возобновившееся в Суздале каменное строительство умножило число больших и малых художественных мастерских, где для строящихся и обновляемых храмов писались иконы, изготавливались дорогие металлические оклады, предметы церковного обихода. Все эти произведения суздальских мастеров веками украшали суздальские храмы, оседали в их ризницах.

Многие произведения живописи и прикладного искусства, рукописные и старопечатные книги попадали в Суздаль в качестве вкладов из других мест и прежде всего Москвы, ставшей в XVI веке общерусским культурным центром. Здесь и редкие книги, иконы, образцы древнерусской миниатюрной резьбы по дереву, кости, камню, различные изделия из золота и серебра, украшенные камнями, жемчугом, сканью, разноцветными эмалями… Все они являются достоянием Владимиро-Суздальского музея. Смотрите другие старые фото Суздаля