ВИД НА СПАСО-ЕВФИМИЕВ МОНАСТЫРЬ С ПРЕПОДОБЕНСКОЙ КОЛОКОЛЬНИ

Вид на Спасо-Евфимиев монастырь с Преподобенской колокольни старое фото Вид на Спасо-Евфимиев монастырь с Преподобенской колокольни. Фото: Прокудин-Горский.

История Суздаля уходит в далекое прошлое. Отсутствие сведений и каких-либо документов о времени основания города также свидетельствует о его древности. Вместе с Ростовом Великим и Муромом он принадлежит к числу древнейших городов в центральной части современной России. Название получил от земли или области проживания, которая называлась Суждаль. Город возник как средоточие земли, как крепость. По народному устному преданию, Суждаль был заложен одним из русских князей, пришедшим «издалече», со стороны Новгорода, который «изобрел место» для него по «великому своему суждению».

Действительным началом истории Суздаля можно считать важнейшее событие, а именно крещение населения епископом Федором во время посещения края святым равноапостольным князем Владимиром, Владимиром-крестителем, в 990 году. В 1024 году «в Суждали» произошло крупное восстание под руководством волхвов, которое подавил князь Ярослав Мудрый. В 1125 году начинается политическая история города. Сын Владимира Мономаха - князь Юрий по прозвищу Долгорукий делает Суздаль столицей Ростово-Суздальского княжества, строит в округе города-крепости и каменные церкви в них. При Юрии Долгоруком Суздаль одновременно является центром ралигиозной образованности.

Князь Андрей Боголюбский, стремясь к установлению единодержавия на Русской земле, в середине XII века предпочел Суздалю город Владимир в своей политической деятельности, но княжество по-прежнему называлось Суздальским. Став вторым городом княжества, Суздаль пользуется большим вниманием и заботой князей. При внуке Юрия Долгорукого - Юрии II, Суздаль «наслаждался тишиною, обстраивался и украшался», пока не свалилась на него страшная беда татаро-монгольского нашествия. Город был сожжен, разграблен, население частью перебито, частью уведено в плен. Чудом уцелел только Ризоположенский монастырь. Город с великими трудами был отстроен заново, в середине XIV столетия в составе Суздальско-Нижегородского княжества пытался вернуть позиции. Точка в политической борьбе была поставлена в 1425 году.

Дольше длилась религиозная история Суздаля. В церковном отношении он в течение многих веков был первым городом среди других городов современной Владимирской епархии: с XIV до XIX столетия в нем жили и имели свою кафедру епископы, архиепископы и даже митрополиты, и епархия именовалась Суздальскою. Вот почему в городе так много храмов!

Являлись на Суздальскую землю и непрошенные гости - враги: отряды польско-литовских интервентов и «русские воры» (изменники) под предводительством пана Лисовского в 1608 году, крымские татары в 1634-м; через двадцать лет почти половину населения унесла в могилу страшная моровая язва; часто случались пожары па протяжении всей истории.

В период царствования Петра I, при разделении Российской империи на восемь губерний, Суздаль был определен уездным городом Московской губернии (1708). В 1714 году по указу Петра Великого 5 посадских дворов Суздаля были отписаны на житье в новую столицу - Санкт-Петербург. Многие суздальцы участвовали в строительстве города на Неве. С учреждением Владимирской губернии Суздаль был определен уездным городом. В 1798 году была упразднена Суздальская епархия, а епископ Виктор, оставив Суздаль, переехал в губернский город Владимир.

Нельзя говорить, что в конце XIX - начале XX веков Суздаль медленно умирал. С 1871 года городские власти активно боролись за прокладку железнодорожной ветки через Суздаль; вплоть до революции 1917 года возникало 8 проектов. В 1892 году в городе появилась фотография А.А. Соболева, двое его сыновей основали фотографии в Шуе и Владимире. Благодаря А.А. Соболеву сохранились запечатленными все памятники старины Суздаля. В 1903 году выходец из Гаврилова Посада Н. Козлов построил в центре города типографию. Незадолго до 1917 года, потрясшего весь мир событиями в России, стал развиваться в Суздале кинематограф. В 1913 году в городе должно было начаться строительство водопровода, но этому помешал ожидавшийся приезд Высочайших особ - Государя Императора Николая II с семьей в рамках празднования 300-летия Дома Романовых. Зато была вымощена дорога от Владимира до Суздаля. Подготовка к Высочайшему посещению велась заблаговременно и самым тщательным образом. Улицы и площади были вычищены, заборы поправлены, храмы поновлены. Царь увидел Суздаль 16 мая 1913 года во всем великолепии. Вместе с дочерьми (супруга с больным цесаревичем Алексеем осталась во Владимире) Николай II внимательно осмотрел главные достопримечательности, поклонился местным святыням, а в Спасо-Евфимиевом монастыре почтил память князя Д.М. Пожарского, благодаря подвигу которого Романовы взошли на российский престол.

Об истории Суздаля и его памятниках было выпущено несколько книг. В древний город, где сохранилось много храмов, где «открыто почивало» четверо святых мощей суздальских угодников, приезжало много паломников, любителей старины из ближних и дальних мест, даже с Украины. Город церквей, колоколен, башен, надгробных памятников еще до революции называли «сплошным музеем».

Советская власть была установлена в Суздале без кровопролития в ноябре 1917 года.

В соответствии с декретом В.И. Ленина в Суздале были закрыты Духовное училище с церковью Кирилла и Мефодия при ней и церковно-приходские школы. Громадное трехэтажное каменное здание Духовного училища (в XVII-XVIII веках Архиерейских палат) было передано уездному отделу народного образования (УОНО). В феврале 1919 года в Рождественском соборе, Ризоположенском и Спасо-Евфимиевом монастырях были грубо вскрыты раки с мощами суздальских святых, епископов Федора, Иоанна, преподобных Евфросиньи и Евфимия. Эти акции оскорбляли чувства верующих, но народ в основной массе безмолвствовал. Из Суздаля вывозились во Владимир и Москву ценнейшие архивы и библиотеки, ценнейшие произведения искусства. Во время гражданской войны и послевоенной разрухи каких-либо радужных перспектив у Суздаля не просматривалось. Наоборот, утраты шли чередой. Открывались и выворачивались вверх дном многочисленные сундуки с бумагами, документами, облачениями, утварью. Кое-что рушилось и безжалостно уничтожалось.

Летом 1921 года судьба занесла в Суздаль бывшего директора русских учебных заведении Великого Княжества Финляндского историка по образованию В.И. Романовского, что можно считать для Суздаля счастливым жребием. Василий Иванович осенью приступил к организации музея в городе. Во время кампании по изъятию из храмов церковных ценностей в помощь голодающим Поволжья ему удалось забронировать за музеем большое количество произведений искусства (церковной утвари) XVI-XVII-XVIII. В апреле 1922 года Суздальский уездный исполнительный комитет (УИК) передал под музей здание бывших Архиерейских палат. Первая экспозиция музея была собрана и открыта В.И. Романовским в ноябре 1923 года. Василий Иванович одним из первых встал на защиту памятников старины города Суздаля и ему многое удалось сделать, Около 10 лет он проработал заведующим музея, а после 1931 года плодотворно работал на его благо вместе с молодым А.Д. Варгановым.

В 1923 году была проведена срочная кампания по ликвидации суздальских монастырей - их было четыре: Спасо-Евфимиев, Покровский, Ризоположенский и Васильевский. Одновременно было закрыто 14 приходских церквей. Имущество было сдано на реализацию УОНО. Спасо-Евфимиев монастырь летом был передай в бесплатное пользование ОГПУ для устройства концлагеря для политзаключенных, а Ризоположенский - размещения особого дивизиона по его охране. Суздаль становится тюремным городом. Во время войны с немецко-фашистскими захватчиками на территории кремля было расквартировано Винницкое военно-пехотное училище, а в Спасо-Евфимиевом монастыре - лагерь НКВД №160 для военнопленных. Среди них был фельдмаршал Ф. фон Паулюс, плененный в Сталинграде.

После войны начинаются работы по реставрации архитектурных памятников Суздаля. Город благоустраивается. Строится водопровод. В 1956 году по городу был пущен первый автобус. Налаживается регулярное автобусное сообщение между Владимиром и Суздалем. В конце 1950-х - начале 1960-х годов были построены школа-интернат, стадион, хлебокомбинат, котельная, первая в городе гостиница «Сокол» с рестораном.

Все больше и больше туристов стало приезжать на экскурсии в Суздаль, а условий для полноценного знакомства с достопримечательностями города и музейными экспозициями, питания, проживания и отдыха не было здесь. 1 августа 1967 года Совет Министров СССР принял постановление о создании туристского центра в городе Суздале. Так была определена судьба Суздаля, дана перспектива его развития. Намечалась комплексная программа реставрации памятников архитектуры, развития музейного дела и туризма, включавшая приспособление старых зданий и строительство новых - но на принципах бережного отношения к исторической среде и неповторимого силуэта древнего города. Главный туристский комплекс решено было построить на северо-западной окраине города.

За первые 15 лет (1967-1982) Суздаль получил от государства около 100 миллионов рублей. Это были очень большие деньги. В 1974 году в Крестовой палате Владимиро-Суздальский музей-заповедник принял миллионного посетителя. 100000 туристов в год! О такой посещаемости можно было мечтать.

Суздаль стал центром международного туризма и получил признание - Международная федерация журналистов и писателей по туризму (ФИЖЕТ) в 1983 году наградила его своим почетным призом «Золотое яблоко». Это был первый лауреат «Золотого яблока» в СССР! Авторы ГTК были удостоены Государственной премии СССР в области архитектуры (1978), а группа реставраторов и музейных работников - Государственной премии России. Вся Владимирская область по праву гордилась своей жемчужиной.

Суздаль | Старые фото | Смотрите как выглядит Суздаль с Преподобенской колокольни в наши дни