ИЛЬИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ И РЕКА КАМЕНКА В СУЗДАЛЕ НА СТАРОМ ФОТО

Ильинская церковь и река Каменка в Суздале старое фото Ильинская церковь и река Каменка в Суздале. Фото: Прокудин-Горский.

Река Каменка, прихотливо вьющаяся по равнине, дала некогда жизнь древнему городу Суздалю и всегда служила ему градостроительным стержнем. А по берегам в пойме реки живописно раскинулись луговые просторы. При формировании города эти природные угодья, от которых зависело благосостояние горожан, оказались не за его границами, а внутри городской черты. Вряд ли с ходу вспомнишь что-либо подобное в других древнерусских городах. Пожалуй, из всех древних городов только в Суздале так называемая «селитебная» земля перемежается с сенокосами и пастбищами, в прошлые времена ревностно оберегаемыми и недоступными для иного использования.

В советское время и в постсоветское городские луга не считались угодьями, не учитывались, не межевались. В Суздале, между тем, сохранилось в своих исторических границах 11 лугов!

Самый обширный из суздальских лугов – Ильинский. Историческое название его - Андреевский, от монастыря известного в Суздале издревле. Первоначально луг принадлежал монастырю, после литовского разорения - архиепископу, а затем перешел во владение посадских людей. На Андреевском лугу находится Ильинская церковь на Ивановой горе.

Давно уже этот луг не служит горожанам ни выгоном, ни сенокосом. В последнее десятилетие на луга, и на Ильинский-Андреевский в особенности, наступают кичливые особняки. Не помог и новый статус, которого в 1999 году администрация Владимирской области добилась для Ильинского луга - Государственный комплексный ландшафтный заказник. Чтобы закрыть со стороны кремля эти безобразные «новостройки», музей вынужден был устроить декоративный заслон из елей, кленов и рябин.

При въезде в Суздаль из Владимира, по правой стороне расположен Михайловский луг. На границе с лугом, за рекой издревле находилось село Михайлова Сторона - в XV веке митрополичье, а затем патриаршее, синодальное и казенное владение. Земля луга принадлежала Суздальскому архиепископу, затем городскому посаду. Второе название луга - «ворок». Оно не родственно корню «враг» - неприятель или «враг» - овраг. Возможно корень этого слова связан с близостью славянских языческих курганов на Михайловой Стороне. Курганы эти были найдены в 1851 году графом С. Уваровым и археологически исследованы в XX веке.

Поблизости, по течению реки Мжары сохранился еще один луг - Введенский или Болтоусов. Введенской стороной в Суздале назывались окрестности древнего Введенского монастыря, разоренного в 1238 году татаро-монголами. В XVIII веке его место заняла приходская Знаменская церковь. Земля восточнее монастыря в пойме Каменки и Мжары использовалась как сенокос и выгонный луг. В XIX веке часть луга занимали огороды горожан. Участок в низовьях Мжары, где обнаружен курганный некрополь, был известен как «солдатский огород».

Остатки пойменного луга сохранились внутри кремля. Название его - Кремлевский (Княжий, Архиерейский). Находится он между земляным валом и рекой Каменкой. Как ни странно, Архиерейский луг принадлежал городскому населению. Ныне на Кремлевском лугу периодически ставят сувенирные киоски, провоцирующие вытаптывание почвы.

Луговыми угодьями внутри города владели знаменитые суздальские монастыри - Покровский и Спасский, основанные в XIV веке. Территория в низине реки Каменки исторически связана с Покровским монастырем. У стен обители располагалась подмонастырская Никольская слобода «на морковке». Земля в районе монастыря исторически использовалась под огороды, сады, отчасти под сенокос. Территория, выделенная ныне как Спасский луг, состоит из двух зон с разной историей. Земля между рекой и Спасо-Евфимиевым монастырем принадлежала Спасо-Евфимиеву монастырю. Ее занимал «монастырский огород для овощей». Вторая зона - так называемая Селецкая пойма - считалась за городской чертой и принадлежала селу Сельцу Покровского монастыря и использовалась селянами под сенокос.

С Васильевским монастырем исторически связана земля на восточной окраине города - «большие Васильевские луга вниз по течению реки». Васильевский монастырь известен с XIII века. Вокруг него располагалась подмонастырская Васильевская слобода. Сенокосная земля восточнее слободы также принадлежала монастырю. В советское время земля эта вошла в городскую черту и частично была застроена.

С древним Дмитриевским монастырем исторически связан луг позади Музея деревянного зодчества. Этот монастырь документально известен с XI века. Окрестности его занимала Дмитриева слобода, а с юга к ней примыкала выгонная земля Успенской и Афанасьевской церквей, позже перешедшая к купечеству и мещанству. Дмитриевский луг со стороны Владимирского въезда продолжает еще один луг - Знаменский, также расположенный на земле этих церквей. Знаменский луг еще в середине прошлого века представлял собой цветущее море лечебной травы бессмертника и вместе с руслом старинной речки Грубицы являл зрелище дивной красоты.

На северо-восточной окраине Суздаля издавна существовало село Коровники. В XV веке оно перешло во владение к Спасо-Евфимиеву монастырю. В излучине реки Каменки располагались сенные покосы. В конце XVIII века эта территория была включена в городскую черту и разбита на пять жилых кварталов, которые, однако, застроены не были. В XIX веке бобыли соседней Новосельской слободы устроили на городском выгонном лугу кирпичные заводы. Тем не менее луг продолжал оставаться городским выгоном и частично пашней.

Как видим, каждый суздальский луг имеет свою уникальную историю.

Суздаль | Старые фото | Ильинская церковь река Каменка и суздальские луга