РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОБОР И КОЛОКОЛЬНЯ СУЗДАЛЬСКОГО КРЕМЛЯ НА СТАРОМ ФОТО

Рождественский собор и колокольня Суздальского кремля Рождественский собор и колокольня Суздальского кремля. Фото: Прокудин-Горский.

«В лето 6532... В се же лето всташа волсви в Суждали избиваху старую чадь... Бе мятеж велик и голод по всеи тои стране... Слышав же Ярослав волхвы, приде Суздалю, изымав волхвы, расточи, а другии показни...»

Именно этот отрывок из Лаврентьевской летописи, рассказывающий о крупном антифеодальном восстании в Киевской Руси, подавленном князем Ярославом Мудрым, является первым документальным свидетельством о городе Суздале.

Год 6532-й, по новому летоисчислению 1024-й. Его и принято считать годом основания Суздаля...

XI век — время формирования феодальных отношений, когда «Русь полупатриархальная становится Русью феодальной». Киевская Русь в первой половине XI века была сильным и развитым государством. Ее территории простирались от берегов Днепра до Белого моря.

Край к северу от Оки и Клязьмы назывался Залесской Русью. Здесь, по берегам Оки, Клязьмы, Нерли и других рек Волжского бассейна оседали на местных черноземах, в безлесных «опольях» славяне — исконные земледельцы.

Один из славянских поселков возник в излучине реки Каменки, в местности, носившей название — Суждаль. «Суждаль» употреблялось в женском роде и связывалось с понятием целой округи. Одновременно к слову были применимы мужской род и произношение «Суздаль». Это двоякое понимание и произношение слова прослеживается в документах до XVIII века, а порой проскальзывает и в речи нынешнего суздальца. Название перешло и на новый славянский поселок. Для нас сейчас слово Суздаль почти необъяснимо.

Упоминание Суздаля под 1024 годом знаменательно тем, что связано оно с самым первым, отмеченным летописью, крестьянским восстанием на Руси. Смерды под руководством волхвов, языческих жрецов, поднялись против разбогатевшей родовой знати, «старой чади», и отобрали общинный хлеб.

События эти пришлись на год вражды киевского князя Ярослава Мудрого с братом Мстиславом. Ярослав в то время находился в Новгороде. Узнав о восстании, он поспешил в Суздаль. Волхвы были схвачены, многие казнены. Скорее всего, именно тогда вокруг поселка были возведены крепостные укрепления — вал, тын — и вырыт ров. Так в Суздале был выделен кремль, территория и валы которого сохраняются и поныне.

Рост феодальной эксплуатации и введение христианства вызвали ряд народных восстаний в Ростово-Суздальской земле на протяжении всего XI века.

Ростово-Суздальская земля после смерти Ярослава Мудрого перешла к его внуку Владимиру Мономаху. В конце XI века в Киевской Руси начинается процесс феодальной раздробленности, наиболее отчетливо проявившийся в войнах черниговского князя Олега. «Олеговы распри» коснулись и Суздаля. В 1096 году Суздаль был сожжен и разграблен дружиною Олега, оспаривавшего Ростов, Муром, Рязань и даже Новгород у Владимира Мономаха и его сыновей.

В первой половине XII века древнерусское государство распалось на ряд самостоятельных княжеств. В Залесье одним из сильнейших стало Ростово-Суздальское княжество с главными городами Ростовом и Суздалем. Некоторое время Суздаль считался столицей края. Укрепляя свои северо-восточные позиции, Мономах укрепил и Суздаль. Были подсыпаны валы суздальской крепости. Внутри кремля вырос кирпичный собор Успенья.

Тысячелетье отделяет нас от того времени, когда зазвучала на берегах Каменки славянская речь. В XI веке Суздаль рос и развивался как торгово-ремесленный и земледельческий поселок. Здесь жили в землянках и полуземлянках, крытых дерном и деревом, земледельцы, гончары.

В XI—XII веках в Суздале плавили железо из руды, выделывали железные изделия. Кирпич для постройки Успенского Мономахова собора обжигали в специальных печах на Каменке.

Суздаль | Старые фото | Рождественский собор и колокольня Суздальского кремля