РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОБОР СУЗДАЛЬСКОГО КРЕМЛЯ НА СТАРОМ ФОТО

Рождественский собор Суздальского кремля Рождественский собор Суздальского кремля. Фото: Прокудин-Горский.

Рождественский собор - самое древнее здание Суздаля. Суздальский Рождественский собор - не дворцовый, княжеский храм, а городской. В этом соборе развиты традиций «светского» направления во Владимиро-Суздальском зодчестве, начатого сооружением Дмитриевского собора.

Мы видим большой городской собор, вытянутый с востока на запад, шестистолпный, трехпритворный. В Рождественском соборе впервые в зодчестве Северо-Востока Руси выделен главный фасад.

Фасады собора богато украшены белокаменной резьбой. Резьбой покрыты колонки и архивольты перспективного портала. Это традиционный геометрический и растительный орнамент, на балках резные изображения львов. Орнамент плоскостной, графический, что говорит о более тесных связях строителей Рождественского собора с народным искусством - здесь чувствуется влияние традиций резьбы по дереву.

Декор меньше связан с конструкцией храма: колонки перспективных порталов разбиты дынькой (или бусиной), этот декоративный прием впервые появляется именно в Рождественском соборе, после будет очень распространенным в архитектуре Москвы.

Балки с графичными изображениями львов нарушают целостность колонн и дуг архивольта. Мастера решают перспективный портал чисто декоративно.

Традиционный аркатурно-колончатый пояс не соответствует уровню древних хор собора, что было обязательным во владимирских храмах; и сам пояс решен иначе: колонки углублены в стену, укорочены и воспринимаются как ряд деревянных колонок (балясин).

Лопатки, некогда служившие утолщением стен по месту распора сводов и располагавшиеся на стенах соответственно внутренним столбам, в Рождественском соборе также выполняют чисто декоративную цель: они членят стену на части. Очевидно, при кладке сводов из туфа, более легкого материала, чем известняк, примененный еще во владимирских храмах XII века, отпадала необходимость в утолщении стен лопатками. На лопатках сохранились женские резные маски, поставленные в пиотцы, - все, что дошло до нас от резного убора верхнего яруса.

Следует также отметить, что украшение тех деталей, которые требовалось выделить конструктивно, тоже в традициях народного искусства.

Кроме того, Рождественский собор благодаря своим притворам представляет собой многогранную пирамиду, прекрасно связанную с окружающей средой, что тоже в традициях народного русского зодчества. Обычно же до этого каменный храм представлял собой замкнутый объем.

Усиление декоративного начала в убранствах храма, выделение главного фасада здания, развитие, переосмысление народных традиций в искусстве: связь памятника с окружающей средой, следствие народной традиции в трактовке орнамента, выделение декоративно-конструктивных деталей - свидетельство дальнейшего развития традиций белокаменного зодчества Владимиро-Суздальской Руси, свидетельство его расцвета, прерванного татаро-монгольским нашествием.

Верхний ярус Рождественского собора рухнул в XV веке во время пожара, и собор был надстроен из кирпича уже в XVI веке, тогда же он получил традиционное пятиглавие. Последующие перестройки исказили облик собора до неузнаваемости.

Только в XX веке собор тщательно обследован и внимательно реставрирован, и хотя он еще несет в себе следы больших перестроек (широкие окна XVII века, огромные луковицы XVIII века и т.п.), мы можем представить его великолепный образ, его кружевной убор.

Рождественский собор остается объектом научного изучения. Еще в 30-е годы XX века археологическими раскопками было установлено, что Рождественский собор построен на месте кирпичного Успенского собора, построенного в конце XI века киевскими мастерами.

В 40-е годы на основе изучения летописных материалов и обследования кладки стен существующего собора была выдвинута гипотеза: на месте кирпичного собора в середине XII века был построен белокаменный собор, который и был перестроен в 1222-1225 годах в дошедший до нас Рождественский собор.

В Рождественском соборе сохраняется исторически сложившийся интерьер, который представляет большую художественную ценность.

В связи с татаро-монгольским нашествием Суздаль, как вся Русь, прекратил каменное строительство, и Рождественский собор долгое время оставался единственным каменным зданием в городе. В XV-XVI веках на территории Кремля вырастают каменные здания, сведенные в XVII веке в единый комплекс Архиерейских палат. Рождественский собор в XVII веке стал центром архитектурного ансамбля, создававшегося на протяжении веков, воспринимающегося как единое целое. Смотрите другие старые фото