ВИД НА СУЗДАЛЬ С КОЛОКОЛЬНИ ДМИТРИЕВСКОЙ ЦЕРКВИ

Вид на Суздаль с колокольни Дмитриевской церкви Вид на Суздаль с колокольни Дмитриевской церкви. Фото: Прокудин-Горский.

«О светло-светлая и украсно-украшенная Земля Русская! И многими красотами удивлена еси!». Эти поэтические слова неизвестного автора XIII века поправу могут принадлежать Суздалю, ибо и он - одна из таких «красот», которая притягивает, вызывает удивление и хранит тайну магического воздействия.

Малый город России (всего 12,5 тысяч населения), он в то же время велик. Велик значимостью своих исторических событий, своим культурно-историческим наследием.

Былинно-древний Суздаль взошёл на страницы русских летописей в начале XI века и надолго определил целый период в истории русской национальной государственности и культуры, именуемый Суздальской Русью. Нельзя не согласиться со словами известного писателя Владимира Солоухина: «Это и был корень России».

Среди широкой среднерусской равнины, в междуречье Волги и Оки, на плодородных землях безлесого Ополья расположился Суздаль.

Коренным населением края были угро-финские племена: меря, мурома, мещера и весь. Предки этих племен жили здесь ещё до нашей эры. Славянская история края начитается с IX века, когда двумя потоками с Приильменья и с верховьев Днепра и Волги хлынули сюда славяне Их привлекли не только богатые зверем леса, рыбные реки, плодородные земли. В непроходимых урочищах они могли укрыться от губительных набегов кочевых орд, безжалостно разорявших южные племена. И закрепилось за краем название «Залесский». Нечто от сказочного «за горами - за лесами».

Освоение Залесья проходило мирно. Славяне принесли более высокую земледельческую и ремесленную культуру и ассимилировали местные племена. Уже в конце IX века повсеместно встречаются смешанные поселения. Такое древнейшее славяно-мерянское поселение, обнаружили археологи в мысовой части Суздальского Кремля, его «детинце», в излучине реки Каменки.

Здесь же вскрыта целая система оборонительных укреплений IX-X веков, состоящая из трех рвов и валов. Известие о таком редчайшем сооружении упоминает лишь былина «Суровец-суздалец».

Растворившись среди более сильных пришедших славян, угро-финские племена не исчезли бесследно. Они живут в сохранившихся до сих пор названиях многочисленных рек, поселений и городов: Муром, Клязьма, Мещера, Москва, Нерль, Весь, Колокша, Суздаль.

Досужие умы веками разгадывают тайну этих названий, выдвигают самые различные и невероятные версии их происхождения и значения. Но единого мнения так и не сложилось. По дороге в Суздаль, с какой бы стороны не ехать, эти таинственные названия встречаются часто, перемежаясь с чисто славянскими Кузнецами, Боголюбовым, Красным, Добрым, Порецким, Чернцами.

В X-XI веках Залесье входит в состав могущественной Киевской державы, являясь ее далекой северо-восточной окраиной. Город Ростов, Муром, Суздаль, Ярославль с землями и людьми обычно получали «в надел» младшие сыновья великого киевского князя. Бывали они здесь лишь наездами.

Скупы летописные записи тех времен, но все же мы знаем о Борисе и Глебе, сыновьях великого киевского князя Владимира, которые «сидели» - один в Ростове, другой в Муроме. Приходил сюда со своей дружиной и Ярослав Мудрый в лето 1024-е. Тревожные события заставили его двинуться в путь. Вот как повествует об этом под 1024 годом Лаврентьевская летопись. «В се же лето всташа волсви в Суждали избиваху старую чадь, бе мятеж велик и голод по всеи тои стране идоша по Волзе все люди в Болгары, и привезоша (жито) и тако ожиша слышав же Ярослав волхвы приде Суздалю изъимав волхвы росточи а другыми показни»…

Волхвы были жрецами языческой религии, они долго сохраняли свое влияние, несмотря на распространение и утверждение христианской религии. Волхвы то и возглавили одно из первых в Киевском государстве народное движение, так жестоко подавленное Ярославом Мудрым.

Вышеуказанное известие Лаврентьевской летописи ценно не только сообщением о народном восстании, но и тем, что здесь впервые упоминается Суздаль. Лето 1024 года - общепризнанная официальная документальная дата, с которой начинается отсчет возраста города, хотя неопровержимо, что история его уходит вглубь на 100-150 лет. Это подтверждает известный русский историк и государственный деятель XVIII века В.Н. Татищев. В своей «Истории российской с древнейших времен» он пишет, что в лето 9490 (982) Владимир «иде в поле и покорив землю польскую град Суздаль утвердил». К сожалению, источник, из которого почерпнуто это сообщение до наших дней не дошел. Татищев же его не указал.

К X веку относит Суздаль и «Степенная книга» составленная духовником Ивана Грозного, будущим митрополитом Афанасием: «В лето 6498 (990) от Киева подвижесе блаженный Владимир шествовати в Суждальскую землю взем с собою двух епископов, и в земли Суждальской вси люди крестиша». Одним из этих двух епископов был святитель Феодор, родом из Греции, он и стал первым Суздальским епископом. Древность Суздаля подтверждают и археологические раскопки. Доктор исторических наук, выдающийся археолог Мария Владимировна Седова за научно-исследовательский вклад в древнюю историю Суздаля удостоена звания «Почетный гражданин города Суздаля».

Хотя еще мощной и влиятельной была Киевская держава, но уже вступали в действие центробежные силы развития феодального государства, начиналась пора междоусобиц и раздробленности. Так в конце XI за обладанием Суздалем разыгралась жестокая и кровавая усобица между черниговским и муромским князем Олегом и сыновьями Владимира Мономаха. Дорогой была цена этой распри Разгромлена дружина Олега, погиб один из сыновей Мономаха - Изяслав, сожжен Суздаль. По сведениям летописца, уцелел лишь находящийся за рекой двор Киево-Печерского монастыря с церковью святого Димитрия. Следы пожара 1096 года хорошо прослеживаются в археологических слоях. Право на владение Суздальской землей подтвердил киевский князь Владимир Мономах.

На рубеже XI-XII веков Суздаль возрождается из пепла. Территория его значительно расширяется, город обносится мощными земляными валами с рублеными стенами и башнями. Излучина реки Каменки дополняется с восточной стороны рвом, и Суздаль оказывается на острове.

И хоть не раз горели и менялись деревянные стены и башни Суздальского кремля, подсыпались и срезались сами валы, они и поныне сохранили свою изначальную форму и характер рельефа.

Конец XI века кладет начало «каменной летописи» Суздаля. В это время Владимир Мономах в расширенном Суздальском кремле закладывает и строит Успенский собор, первый каменный храм во всей северо-восточной Руси. Собор был сложен в типично киевской архитектурной манере из тонкого кирпича плинфы. Строительный материал изготавливался на месте: на берегу Каменки обнаружены две обжиго-плинфяные печи.

Постройка каменного Успенского собора - наглядное свидетельство роли и значения Суздаля в то далекое время, его прочных политических и культурных связей с матерью городов русских - Киевом.

В 1108 году второй раз в Суждальскую землю приезжает Владимир Мономах. Существует предположение, что этот приезд великого киевского князя был вызван нападением на Суздаль болгар, которые «много зла сотворища». Обезопасить и укрепить границы княжества было целью приезда. Именно в это посещение Владимир Мономах превращает небольшой торгово-ремесленный поселок на высоком берегу Клязьмы в крепость и называет ее своим именем. Полвека спустя созданный волей киевского князя город Владимир займет главенствующую роль на Руси.

В XII и первой половине XIII веков Суздаль переживает наивысший расцвет своей истории. Старые фото