КРЕМЛЕВСКАЯ УЛИЦА СУЗДАЛЯ НА СТАРОЙ ФОТОГРАФИИ НАЧАЛА XX ВЕКА

Кремлевская улица Суздаля фотография начала XX века Кремлевская улица Суздаля и Торговые ряды (справа). Старая фотография начала XX века.

Наиболее оживленными частями города Суздаль в начале XX века были главная улица и Торговые ряды, четыре продолговатых корпуса которых имели внутри открытый двор, сообщающийся с соседними площадями и улицами проездными воротами. В южной части ряды были двухэтажными. Торговые лавки размещались по трем фасадам, а весь западный корпус имел в себе лишь склады для товаров. В торговых рядах размещались лавки продовольственных товаров братьев Фирсовых, Недошивина, Юманова, Шерышева: лавки с красным товаром - Кашина, Жинькина, Шмелева, Малова, Арефьева; лавки галантереи - братьев Вихревых, Агапова, лавки кожевенных товаров - Кашина, Редькина; лавки аптекарских товаров братьев Лужновых (на фото справа), лавки мясные - Комарова, Калинина, Черновых и Белина и ряд мелких предприятий. В настоящее время торговые ряды капитально перестроены, от былых лавок нет и следа.

Много торговых лавок и булочных было размещено по главной улице. Из булочных и кондитерских наиболее известными были Ефимова, Петрова, Семенове и Горелова; погреба Жинкина, братьев Жинкиных, Недошивина; железоскобяные - В.Ф. Жилина, Е.Ф. Жилиной, и ряд мелких.

В Суздале было немало трактиров. Одни из них ограничивали свою деятельность лишь подачей чая, но были и более солидные, где можно было получить и чай, и обед, и закуски с подачей спиртных напитков. При них были номера для приезжающих и биллиарды для развлечения желающих. Такими были трактиры Жилина, Морозовой, Носкова. Я помню уже последний существовавший в Суздале кабак, который находился на Конной (ныне Красной площади) и принадлежал Чернову. Это «учреждение» усиленно посещалось в базарные, особенно зимние дни, там, очевидно, возникали иногда «недоразумения» между клиентами, которые заканчивались драками.

Но особенно оживлялся город в базарные дни, зимой - по субботам, а летом - по воскресеньям, когда съезжались окрестные крестьяне и вели торг своими товарами под открытым небом, в определенных местах: на Конной - лес: тес, лафет, палуба, жерди, половые доски, бревна, столбы, дрова; по южному фасаду площади - деревянные изделия: кадки, ушаты, коромысла, лопаты, грабли; а по южной ограде Ризоположенского монастыря торговали древесным углем, который привозили из соседнего уезда, преимущественно из села Филяндино, за Сергеихой. На Хлебной площади устанавливались подводы с зерном: рожью, пшеницей, ячменем, гречневой крупой, овсом, льносеменем, маслом. Там же находились и общественные весы, так называемая «таможня». На другой половине площади, у торговых рядов, продавались предметы транспортного оборудования: станки, оси, колеса, оглобли, большие корзины для саней - розвальней, а в южной части этой площади, за Воскресенской церковью, летом и осенью торговали продукцией суздальских садов: ягоды, яблоки, груши.

Специального места для молочного рынка в Суздале не было; молоком, творогом, сметаной и яйцами торговали прямо с земли под открытым небом внутри гостиного двора или вокруг Воскресенской церкви.

Но самое большое оживление и скопление народа было в дни ярмарок, которых было две. Осенняя - в период с 6 по 14 октября на Конной площади. Еще за неделю до ее начала на площади, на том месте, где находится Дом культуры, складывали лесоматериал - жерди, тес, палубу - местные торговцы И.И. Жилин (обувь, галантерея) и П.Л. Телегин (стеклянная и фарфоровая посуда) первыми нанимали плотников и приступали к сооружению легких лавок. Скоро к ним присоединялись и как бы подстраивались торговцы арбузами, дынями, яблоками, дулями, виноградом; появлялась лавка под вывеской: «Кондитер Петров из Ярославля», лавка детских игрушек, лавка с замками, ножичками и другими мелкими металлическими изделиями, а в некотором расстоянии от них строились обычно две пышечных, с небольшой печкой типа плиты внутри, там же сколачивали 4-5 столиков со скамьями. Производство этой продукции - «пышек» совершалось на глазах у покупателей, которым они очень нравились, и надо сказать, что пышки были действительно очень вкусны.

Но главное на этой ярмарке был конский торг, начинавшийся с 5 и заканчивающийся 7 октября; именно благодаря этому конскому торгу наша Суздальская, как ее называли, Преподобенская ярмарка была известна далеко за пределами Владимирской губернии. Лошади разных мастей и достоинств приводились на продажу из многих соседних губерний и размещались в определенных местах Конной площади и по соседним улицам. Здесь - целые ряды уже достаточно потрудившихся на своем веку коней, а здесь - тысячные рысаки и тяжеловозы, цепочками привязанные к телегам.

Тысячи людей переполняли Суздаль в дни конского торга. Тут были и любители полюбоваться на мощных красивых лошадей, и настоящие покупатели их, и офицеры из кавалерийских и артиллерийских частей, приезжающие за ремонтом конского состава, и целые толпы цыган и татар, интересующихся главным образом лошадьми невысокого достоинства. Конечно, и торговые лавки города, и особенно трактиры в эти дни работали усиленно. Во второй половине дня 7 октября начинался разъезд, а к вечеру Конная площадь полностью освобождалась от лошадей.

И каждый день, часов с 4 дня, открывались эти ярмарочные лавки, открывались карусели, обычно две: одна была богатая - Глазкова из Владимира, и очень небогатая по оборудованию - Севастьянова из Суздаля. Играла музыка, и на ярмарку целыми толпами направлялась суздальская гуляющая публика из людей всех возрастов; шли просто погулять, повстречаться со знакомыми, «потолкаться» вокруг лавок, полакомиться фруктами, покататься на карусели, а иногда и побывать на представлении, если на ярмарку прибывал «театр» из кочующих артистов или цирк, тоже весьма невысокого качества, как по оборудованию, так по составу исполнителей, конечно, с неизбежными джигитами, клоунами и «рыжими». Из цирков большее впечатление оставляли предприятия Якубовского и Михнова. В целях большего привлечения публики они объявляли представление по повышенным ценам билетов, это значило, что программа представления будет несколько расширена, и то, что при покупке билета зритель получает еще особый номерок, дающий право участия в лотерее, где обычно разыгрывалось 1-2 самовара.

В процессе гулянья по ярмарке можно было посмотреть и так называемый «раек», который состоял из ящика, внутри которого на двух вертикальных валах навертывалась лубочная картина. Перевертыванием наружной рукоятки картина сматывалась с одного, навертывалась на другой валик. Сзади картины стояла зажженная небольшая керосиновая лампочка. На наружной стенке ящика приделывались 3-4 «глазка» окуляры. Зритель, уплатив стоимость сеанса - 3 копейки, вместе с другими, каждый у своего глазка, покрывался покрывалом, раешник начинал вертеть рукоятку, сопровождая показ своим «текстом», часто очень смешным по своей малограмотности.

А на карусели свое веселье, там во время рейса при особо быстром вращении карусели, мальчики и юноши, стоя на стременах деревянных коней, упражняются в ловкости, стремясь выдернуть железное кольцо из деревянной втулки, вращающейся сбоку движения карусели. Ловкач, достигший успеха, к чрезвычайной зависти, помимо красного флажка - знака его победы - получает и право бесплатного проезда на следующем рейсе.

Но вот и 14 сентября (праздник Покрова), последнее и очень многолюдное гулянье на ярмарке, со всеми ее удовольствиями и развлечениями. Уже на другой день все сооружения ярмарки разбираются, и Суздаль вновь затихает на долгий осенне-зимний период.

Вторая ярмарка - зимняя - организована была уже на моей памяти и проводилась на масленице, со вторника и до так называемого «прощеного воскресенья». Но конский торг на ней широко не проводился, хотя и был на Конной площади во вторник и среду этой недели, но по своим размерам он был даже жалким по сравнению с осенней ярмаркой. Все сооружения, как и ярмарочное гулянье, проводились на Хлебной площади, в южной ее половине. Старые фото