ВИД НА СУЗДАЛЬ СО ЗНАМЕНСКОЙ ЦЕРКВИ

Вид на Суздаль со Знаменской церкви Вид на Суздаль со Знаменской церкви. Фото начала XX века.

Всем нам знакомы летописные строки о том, что в 1024 году «всташа волсви в Суждали избиваху старую чадь» и о том, как прибыл туда князь Ярослав Мудрый для усмирения восстания. Может возникнут» вопрос: неужели восстание волхвов так обеспокоило великого киевского князя Ярослава, что он, покинув Киев, отправился за полторы с лишним тысячи верст в далекий Суздаль, чтобы лично навести там порядок и «уставить ту землю»? Ведь путь в Суздаль из Киева шел в те времена вверх по Днепру до Новгорода, а потом через Тверь и Ростов и продолжался не менее двух месяцев в один конец. Более короткого пути через Смоленск и окские леса тогда еще не знали. Недаром в некоторых летописях Ростово-Суздальская земля тех времен называлась Залесской.

Здесь нужно коснуться той системы, которая в X-XI веках. служила для управления Киевской Русью. Древнерусское государство было по своей природе раннефеодальным, в нем еще сохранялись пережитки первобытнообщинного строя и родо-племенных отношений. Великий князь сидел «на столе» в Киеве, в его распоряжении была дружинная военная организация. Князь советовался с дружинниками по вопросам войны и мира, военных походов, суда, сбора дани, управления.

Дружинники помогали князю управлять его домом, двором, разъезжали по его поручениям, творя суд и расправу, строя города-крепости, созывая воинов. Они выполняли роли послов, им доверялось от имени князя заключать договоры, вести другую дипломатическую работу. На службу к киевскому князю охотно шли прибалтийские и скандинавские феодалы, которые получали должности в дружине, были доверенными людьми князя при посольствах, назначались посадниками в провинции, ставились во главе отрядов при военных походах. Известно, например, что при дворе киевского князя в X веке был боярином Симон-варяг, прибывший на службу с тремя тысячами своих подданных.

Конец X века ознаменовался завершением объединения всех восточных славян в государственных границах Киевской Руси, великим князем которой был Владимир Святославич. Трудности управления обширной территорией побудили князя Владимира в 988 году разделить Русь между 12 своими сыновьями на регионы-княжества. Новгород как наиболее значительный город, достался старшему сыну Вышеславу, малолетний Ярослав (в будущем - Мудрый) получил Ростов. После смерти Вышеслава Ярослав стал новгородским князем, сохранив за собой влияние на части территории Ростовской земли. Великим киевским князем Ярослав стал в 1017 году.

Вполне возможно, что еще князю Владимиру Святославичу было известно поселение в Ростовской земле, носившее название Суздаль. Но значения этому поселению как опорному пункту в северо-восточной Руси не придавалось: далек от Киева, слабо укреплен, мало населен. По данным археологических исследований, территория суздальского кремля, бывшая в X-XI веках основой будущего города, имела до десятка феодальных усадеб. С учетом того, что ремесленники и смерды-земледельцы, не входившие в состав «дома» феодалов, жили здесь же, можно предположить, что общее число жителей не превышало 2-3 сотен.

Суздаль управлялся посадником, которого назначал великий князь. Посадник-иноземец, да к тому же принявший христианство, был предпочтительнее для управления провинцией. С одной стороны - исключалось влияние родо-племенных связей с местным населением, с другой стороны - опасение потерять службу у киевского князя заставляло такого посадника ревностно блюсти интересы центральной власти в подчиненной провинции. Видимо, к этим временам относится происхождение названия того холма в Суздале, на котором ныне стоят Знаменские церкви - Аскольдов. Имя это - скандинавское, а носить его мог один из суздальских посадников.

Посадник ведал землями, окружающими Суздаль, хранил казну, судил, возглавлял войско, поставлял дань ростовскому князю. Местные феодалы стояли во главе органа общественного управления - выборных старост от ремесленников, купцов, земледельцев. Городское общество заботилось об укреплениях, о сборе податей, о развитии ремесел и торговли.

Волхвы же, возмутившие Суздальскую землю в 1024 году, не составляли социального слоя. В X-XI веках волхвами называли сословие жрецов-язычников, в котором было много разрядов. Были «облакопрогонители», умевшие якобы при сношении с богами делать нужную погоду; были «целители», лечившие людей и скот; были «хранильники» - причастные к изготовлению разных амулетов-оберегов; были «ведуны» - предсказатели, которым якобы было ведомо будущее, и др. К разряду волхвов-кощунников относились сказители «кощун» - мифов, древних преданий и эпических сказаний.

Очевидно, отчаявшись найти выход из бедствий, вызванных засухой и неурожаем, суздальские земледельцы-смерды обратились за содействием к волхвам. Волхвы же после «совещания» с богами указали доведенным до крайности людям на амбары и кладовые местных феодалов - «старой чади».

Здесь у волхвов могли быть свои расчеты. Проникновение христианства из Киева в далекую Суздальскую землю уже началось; посадник и часть феодальной верхушки, служа верой и правдой киевскому князю, приняли крещение и, насаждая христианство среди смердов, оттесняли язычников-волхвов. Засуху и голод выгодно было представить как гнев языческих богов - и руками смердов волхвы расправились с местными феодалами.

Почему же киевский князь Ярослав посчитал необходимым лично руководить подавлением этого восстания?

Под тем же 1024 годом многие летописи говорят о том, как же все-таки суздальцы вышли из бедственного положения с хлебом. Тверская летопись: «Идоша по Волзе все люди в Болгары, и привезоша пшеницу и жито, и тако от того ожиша». Волжская Булгария издавна была в поле зрения киевских князей. Обширная страна, богатая, с хорошо поставленной внешней торговлей сдерживала распространение влияния Киева на востоке. По данным В.И. Татищева, в 1006 г. булгары прислали в Киев «послов с дары многими, дабы Владимир позволил им в городах по Волге и Оке торговать без опасения, на что Владимир им охотно соизволил». Ростово-суздальские купцы знали дорогу к булгарам, точно так же, как булгары - к Суздалю.

Князя Ярослава недаром прозвали Мудрым. Заботясь о создании оживленного торгового пути из Булгарии через Ростов и Новгород в Прибалтику, он видел в Суздале один из опорных пунктов на этом пути. Суздаль и окружающие его земли были личным интересом князя Ярослава, предполагавшего несомненную выгоду для растущего Киевского государства от такой торговли.

Поход Ярослава в Суздальскую землю для подавления беспорядков летописцы-современники посчитали настолько важным государственным делом, что отметили его своими записями.

Благодаря этому город Суздаль получил свой «год рождения». Смотрите другие старые фото