ЕВФРОСИНЬЕВСКАЯ ЯРМАРКА НА ТОРГОВОЙ ПЛОЩАДИ СУЗДАЛЯ

Евфросиньевская ярмарка на Торговой площади Суздаля Евфросиньевская ярмарка на Торговой площади Суздаля. Фото: Владимир Сухов.

Нельзя указать точного времени, с которого на Русской земле существуют ярмарки. Крупные ежегодные торги, продолжавшиеся по нескольку дней, всегда были явлением, неотъемлемым от русской жизни. Эти торги не только активизировали оборот денег на внутреннем рынке, но и, служа средством для обширной торговли с иноземцами, оказывали существенное влияние на внешнюю политику государства. Описывая Московию XVI в., Генрих Штаден, бывший опричником при Иване Грозном, так рассказывает об одном из посадов в верховьях Волги: «...на нем встречались турки, персы, армяне, бухарцы, шемаханцы, кизильбаши, сибирцы, нагаи, черкасы, немецкие и польские торговые люди. Из 70 городов русские торговые люди были приписаны к этой ярмарке и должны были приходить к ней ежегодно». Думается, что Суздаль входил в число этих городов.

Слово «ярмарка» как обрусевший перевод с немецкого (ежегодный торг) осело в нашем языке, по-видимому, с XVI века, когда объединенное Московское государство, освободившись от ордынского ига, стало выходить со своими товарами в Европу.

Интересы развития мануфактур и ремесел, производства сырья и продуктов питания побуждали население России к развитию ярмарочной торговли повсеместно: в городах, больших селах, при монастырях, а иногда даже просто при стечении судоходных рек, на пересечении торговых дорог, на волоках, на переправах.

Все ярмарки традиционно приурочивались к определенным дням - весной или осенью, но ни в коем случае зимой, в распутицу или в страдную летнюю пору. В городах, селах и при монастырях такими днями обычно были «престольные» праздники, т. е. дни тех святых, в чью честь названы местные церкви. По этим праздникам, бывшим раз в году, к церкви или монастырю стекался народ со всей округи. Тут и организовывался торг-ярмарка.

К ярмаркам готовились целый год: нарабатывали льняные и суконные ткани, солили и сушили грибы, вялили рыбу, заготовляли гончарные изделия, бочки, рогожи, воск, хозяйственные принадлежности из металла и прочее. На ярмарку не обязательно было привозить все заготовленное: зерно, овчины, сено, пеньку или лес, - достаточно было привезти образцы, чтобы заключить сделку о купле-продаже всего товара. Каждый старался представить на ярмарке товар, лучший по качеству. Все привозимое облагалось пошлиной. Чтобы доходы от ярмарок шли на пополнение государственной казны, со времен Ивана Грозного указами определялись их места и сроки, а также устанавливалась величина пошлины. Это давало возможность держать под некоторым контролем внутреннюю торговлю. Безуказные торги и взимание пошлины не в казну считалось серьезным государственным преступлением.

В Суздале, как следует предполагать, потому что письменных источников об этом мало, традиционно устраивались две ярмарки. Одна начиналась 6 августа по старому стилю - в честь храмового праздника Спасского монастыря - и проводилась близ стен его. Другая начиналась 25 сентября по старому стилю - в день чтимой в Суздале преподобной Евфросиньи. Эта ярмарка так и называлась - Преподобенская или Евфросиньевская. Устраивалась она на площади напротив Ризположенского монастыря, в котором в XIII веке жила «чудотворица» Евфросинья. Приезжавшие на ярмарки купцы обязаны были со своими товарами пройти «щупок», где возы тщательно осматривались (откуда и улица Щупачиха - ныне ул. Толстого, получила свое название), а потом уплатить «мыт» - пошлину, взимавшуюся на Мытном (таможенном) дворе. В конце XVII века на товары, ввозимые в Суздаль, пошлина была 2,5 процента от стоимости товара.

В соответствии с Городовым положением, введенным в 1785 году, суздальский городовой магистрат в 1788 году подтвердил устройство в городе двух ярмарок в указанные дни. С течением времени, когда Суздаль оказался в стороне от оживленных торговых артерий, ярмарка у Спасского монастыря упразднилась, а Евфросиньевская ярмарка просуществовала вплоть до Октябрьской революции и была возраждена несколько лет назад.

Интересна подробность, относящаяся к ритуалу ярмарок. В 1785 году было указано, чтобы на каждом узаконенном торге с началом его поднимался на мачте флаг, а с окончанием - спускался. О том, что в Суздале такой порядок существовал в начале XX века, упоминает в своих записках коренной суздальский житель и краевед В.М. Снегирев.