БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОБОР

Богородице Рождественский собор с лестничной башней и переходом Богородице Рождественский собор с лестничной башней и переходом. Фото: В. Сухов.

С лестничной башней связана история убийства Андрея Боголюбского.

Стремление создать единую Русь, разгром сепаратизма ростово-суздальского боярства и иже с ними породило заговор на жизнь самовластца. Вдохновителями и организаторами заговора были Петр и Аким Кучковичи. Их пособниками были суздальский боярин Ефрем Моизич, ростовские бояре Добрыня Долгий, Дедильц, Борис Жидиславич (предположительно), а всего по летописным данным около 20 человек. Кучковичи заранее отвезли княгиню Улиту в Москву. Перед свершением злодейского убийства ключник Анбал Ясин вынес меч из спальни-ложницы. В полночь 29 июня 1174 г. в день св. Петра и Павла, заговорщики собрались у Петра Кучки на его именины. Застолье было коротким.

Выйдя глубокой ночью из кучковых хором, заговорщики открыли кладовую, выпили по ковшу стоялого хмельного меда и, держась друг за друга, направились к Андреевскому дворцу. Хмель бил по ногам, но унимал тревогу…

Сон князя нарушил резкий звук в дверь. Андрей поднялся с ложа, прислушался: его слух уловил тяжелое дыхание стоявших за дверью людей и звон оружия. Сразу же затрещали дубовые доски под ударами секир и мечей. Князь кинулся к стене, где обычно висел меч, его на месте не было. Все стало предельно ясно. Дверь рухнула и началась неравная схватка. Ударом кулака он сшиб одного боярина с ног. Убийцы приняли его за князя и копьями пригвоздили сообщника к полу. Раздался душераздирающий вопль, оцепенение и неравная схватка продолжалась. Израненный Андрей рухнул на пол. Убийцы, захватив пронзенного копьем приспешника, бросились прочь. Князь был еще жив. Богатырская сила подняла его на ноги. Добравшись переходом к выходу из дворца, Андрей, истекавший кровью, ползком преодолевал крутые ступени лестницы. На последней силы изменили, боль прошла по всему телу обожгла мозг, перехватив дыхание. Последним рывком со страшным стоном князь заполз за лестничный столб. Через окна-бойницы убийцы, услышали стоны умирающего, и страх обуял их. Вернувшись на место кровавой схватки, злодеи остолбенели: грозного самовластца в спальне не было. Придя в себя, бояре по следам крови князя «седяща за столом восходным, и ту прикончаша его...» Петр Кучкович наносит последний удар мечом. Летописец утверждает, что боярин Петр «оття (отсек) ему руку десную». Так ли это? Обратимся к показаниям рентгено-антропологического исследования скелета Андрея Боголюбского, которое проводилось в 30-е годы XX столетия Д.Г. Рохлиным и В.С. Майковой-Строгановой.

«Картина убийства, описанная летописцами, в значительной мере совпадает с реконструкцией, сделанной на основании рентгенологического исследования скелета. В частности, на основании характера ранений было правильно распознано оружие нападавших: «и секоша и меци и саблями и копейные язвы дажа ему» (летопись то Ипатьевскому списку)...

Относительно некоторых ранений, отмеченных летописцами, необходимо указать следующее: не обнаружили повреждений в области ребер, о чем упоминается в одном из списков: возможно, что копьем действительно был нанесен удар в грудную клетку, однако без повреждений ребер. Количество ран, нанесенных Боголюбскому, вероятно, было больше, чем об этом можно нам судить лишь на основании состояние скелета, ибо не каждый удар был связан с повреждением кости. Все летописцы отмечают, что Петр Кучков отсек Боголюбскому правую руку. Однако на правой конечности нами не обнаружено «свежих» ранений, тогда как левая верхняя конечность была рассечена во многих местах...»

Такова последняя страница из жизни самовластца Андрея Боголюбского стремление которого к созданию единой Руси было положительным фактом. Борьбу за Русь единую продолжит великий князь Всеволод Большое Гнездо.

Боголюбово | Богородице-Рождественский собор