БОГОЛЮБОВО

Боголюбово Боголюбово, Рождественский собор. Фото: Владимир Сухов.

К востоку от Владимира находится поселок Боголюбово (в древности Боголюбов-город).

В 1158-1165 годах здесь был построен замок князя Андрея Юрьевича (сына Юрия Долгорукого), игравший роль второй столицы Владимиро-Суздальского княжества - сильнейшего из княжеств XII века.

В выборе места князь Андрей руководствовался тонким политическим расчетом. Замок, расположенный на высоком берегу Клязьмы близ впадения в нее реки Нерли, брал под свой контроль выход важнейшего речного пути. Предупреждая возможное столкновение с боярской знатью, преданное князю духовенство распространило легенду о том, что когда князь ехал с юга в Ростов, то кони, которые везли «чудотворную» икону богородицы, остановились именно на этом месте, и ничто не могло заставить их двинуться дальше.

Таким образом, местоположение будущего замка было истолковано как «место, богом любимое». Укрепленный городок получил наменование Боголюбов, а самого князя прозвали Боголюбским.

Летопись сообщает, что Андрей Боголюбский построил себе «город камен». В свете традиционных представлений о «деревянной Руси» эта версия представлялась нереальной.

Однако в 1954 году в результате раскопок Н.Н. Воронина она получила веское подтверждение: в северном крыле западного вала были обнаружены фундаменты белокаменных стен XII века.

После трагической гибели Андрея в 1174 г. город постепенно утратил свое значение. В 1238 году он был разорен татаро-монголами. Впоследствии на территории княжеской резиденции вырос монастырь. Дворцовый комплекс оказался почти полностью разрушенным.

Центром архитектурного ансамбля XII века был Рождественский собор, признанный летописцем красивейшим сооружением того времени. Он просуществовал до конца XVII в. В 1722 году игумен Боголюбова монастыря Ипполит ради «большей светлости» храма приказал расширить щелевидные окна, выломать хоры. От этой перестройки собор рухнул. В 1756 году на его основании выстроена существующая церковь (стиль барокко).

Из сообщений летописей и открытых при раскопках частей собора вырисовывается его первоначальный облик. Это был небольшой одноглавый храм. Стены его завершались полукружиями (закомарами) и были украшены белокаменной резьбой, порталы и двери окованы золоченой медью. Богатством и большим своеобразием отличалось его внутреннее убранство. По сохранившимся на известковой подготовке зеленоватым контурам удалось установить, что пол в храме был сделан из медных плит, спаянных оловом. Стены собора покрывала фресковая роспись, а вместо обычных крестчатых подкупольных столбов возвышались расписанные под белый мрамор колонны с золочеными лиственными капителями.

Богатство храма дополнялось золотой и серебряной утварью и дорогими тканями.

Известно, что Андрей Боголюбский любил водить на соборные хоры иноземных гостей и послов, и они, пораженные роскошью храма, широко разносили молву о богатстве и могуществе владимирского «самовластца».

Обнаруженные при раскопках нижние части собора оставлены открытыми. Для обозрения доступны: цоколь западной стены и косяки западного портала, состоящие из полуколонок, чередующихся с прямоугольными уступами. Видны основания круглых колонн древнего храма, на которых покоятся столбы существующей церкви.

В 1963 году в соборе создана постоянная экспозиция, посвященная истории Боголюбовского архитектурного ансамбля и церкви Покрова на Нерли. Крупноформатные фотографии, реконструкции и дорисовки деталей дают наглядное представление о сохранившихся и утраченных частях интереснейших памятников архитектуры.

Среди экспонатов найденные при раскопках многочисленные резные камни. Выделяются огромная четырехликая капитель и ценный памятник русского письма XII в. - белокаменный крест с надписью «похвалы кресту». В древности крест стоял в устье р. Нерли, где он служил знаком, предупреждающим об отмелях и перекатах.

Белокаменный двухэтажный дворец Андрея Боголюбского до нас не дошел. Он находился к северу от Рождественского собора на месте существующего здания начала XIX в. Системой переходов дворец был связан с собором.

От сложного дворцового комплекса сохранились только примыкающий к собору переход и лестничная башня, с надстроенной в XVII в. шатровой колокольней. Наружное убранство обоих сооружений аналогично собору. И башня и переход украшены традиционным аркатурно-колончатым поясом с ребристой дорожкой над ним, причем на западном фасаде башни - два ряда аркатуры, на других - по одному. На восточном фасаде башни красивое тройное окно с колонками, украшенными резными капителями. Еще более сочная резьба покрывает капители угловых полуколонн лестничной башни.

Внутри башня круглая. Каменные ступени винтовой лестницы освещены четырьмя щелевидными окнами, расположенными на разной высоте. Второй этаж соединен с переходом. В помещении перехода сохранился арочный дверной проем, через который попадали на соборные хоры.

На стенах перехода и башни сохранилась поздняя роспись, иллюстрирующая «Слово об убиении Андреевой».

В 1702 году Андрей Боголюбский был объявлен святым. Стараясь побольше извлечь барыша от потока богомольцев, монахи выдавали помещение перехода то за «ложницу» (спальню) князя, где он был убит, то за «моленную комнату».

В действительности княжеские покои находились к северу от лестничной башни. В северной ее стене виден заложенный дверной проем, который и вел во дворец.

До недавнего времени исследователи полагали, что башня соединялась с дворцом посредством деревянного моста. Однако раскопками Н.Н. Воронина в 1937 году были открыты остатки белокаменного перехода на двух арках: проезжей и для пешеходов.

Раскопки показали также, что площадь перед дворцом была вымощена белокаменными плитами.

Сохранившиеся от этого величественного белокаменного ансамбля лестничная башня и переход на соборные хоры являются уникальным памятником гражданской архитектуры XII в., свидетельствующим о незаурядном мастерстве владимирских зодчих.

В Боголюбовском замке князь проводил большую часть времени, принимал иностранных послов. Стремление Андрея Боголюбского сосредоточить в своих руках всю полноту власти вызвало недовольство бояр.

Против князя был составлен заговор, возглавленный ближайшими родственниками жены князя - Кучковичами.

В ночь на 29 июня 1174 года заговорщики, перебив стражу, ворвались в княжескую опочивальню. Завязалась борьба. В темноте убийцы зарубили одного своего единомышленника, приняв его за князя. Обнаружив, что произошла ошибка, они кинулись на Андрея и нанесли ему множество ранений. Между тем князь не был убит. Придя в себя, Андрей выбрался в переход и спустился по лестничному маршу башни. Вскоре, однако, его отсутствие было обнаружено. По следам крови заговорщики нашли князя и убили в нише под «столпом восходным».

После убийства Андрея Боголюбского во Владимире и Боголюбове вспыхнуло народное восстание, направленное как против произвола бояр, так и против беззаконий княжеской администрации.

Перед Рождественским собором стоит небольшой кирпичный шатер XVII в. на четырех грушевидных столбах. При раскопках выяснилось, что на месте этой поздней часовни был интереснейший памятник XII в. - восьмиколонный киворий, под сенью которого помешалась белокаменная водосвятная чаша на трехступенном постаменте. (Остатки чаши хранятся в Рождественском соборе).

Боголюбов монастырь вел большое строительство. В XVII веке построена Благовещенская церковь, искаженная многочисленными перестройками. В XIX веке сооружены Святые ворота с огромной колокольней и массивный монастырский собор. Обе эти постройки резко противоречат характеру и масштабам древних памятников. К XIX веку относится существующая ограда с семью башнями.