СУЗДАЛЬ АЛЕКСАНДРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Александровский монастырь зимой Зимний вид на Александровский монастырь с Преподобенской колокольни. Фото: Владимир Сухов.

История основания суздальских монастырей связана с именами князей Андрея и Бориса Константиновичей. Андрей был старшим среди сыновей суздальского князя Константина Васильевича и родился около 1320 года, т.к. известно, что его брат Дмитрий родился в 1322 году. До 1341 года семья Константина Васильевича жила в Суздале, затем Константин Васильевич «седе въ Новегороде въ Нижнемъ и на Городце на княжении на великомъ», там поселилась и его семья.

Первое упоминание Андрея в летописях относится к 1355 году и связано с известием о смерти его отца. Константин Васильевич был похоронен в Нижнем Новгороде в церкви святого Спаса, «а по немъ седе на княжении сынъ его князь Андреи». К этому времени Андрей был давно женат, но брак его был необычен. Являясь наследником отца, он женился не на представительнице княжеского рода, а на уроженке Твери по имени Василиса. Отца ее звали Иван, а мать - Анна. Хотя юная невеста была «рода славна и велика», но по статусу Андрей должен был взять в жены княжескую дочь. Этот выбор, как и последующие поступки Андрея, говорят о его необычном характере и о его большой любви к Богу.

Этими качествами отличалась и его супруга. Андрей и Василиса прожили в браке 24 года «...и пожиста въ законе Господни, яко Божии угодници, постомъ и молитвою и честною милостынею...».

В 1359 году умирает великий московский князь Иван Иванович. Его сыну Дмитрию было около 8 лет. И царь Наврус видя «князя Дмитрия Ивановича юна суща и млада возрастомъ и насла на князя Андрея Константиновича, дая ему княжение великое». Но Андрей, понимая, что скоро подрастет настоящий наследник, от великого княжения отказался, уступил «брату своему меньшему князю Дмитрею», который на великое княжение стремился.

Андрей, как и остальные русские князья, неоднократно бывал в Орде. В 1361 году, поехав в Орду, князья оказались в центре серьезного внутреннего конфликта, «бысть при нихъ замятня велика въ Орде...». Так ростовских князей, не решившихся последовать за Андреем Константиновичем, ограбили, оставив нагими и пешими. Андрей же решил покинуть Орду. По пути на него напал ордынский князь Аратехозя. Ордынцы, увидев небольшую дружину русского князя, начали обступать его со всех сторон. Князь Андрей «поостривъ крепость свою и не убоялся грозы ихъ», напролом устремился и пробился сквозь вражеские полки, «биючися съ ними». И так Божьей милостью приехал на Русь «добръ здравъ».

В 1363 году с Андреем произошло событие исключительной значимости. В Нижнем Новгороде «... показа Богъ милосердие свое на князи на Андреи, владыка поя обедню въ церкви благослови крестомъ князя Андрея и въ томъ часе тако поиде изо креста миро».

Несомненно, существует связь между столь чудесным явлением и основанием князем Андреем в 1364 году суздальского Покровского монастыря.

При жизни Андрея его супругой в Нижнем Новгороде был основан Зачатиевский монастырь.

2 июня 1365 года «преставися благоверныи христолюбивыи смиреныи князь Андреи Костянтиновичъ въ черньцехъ и въ скиме...» и положен был в церкви святого Спаса в Нижнем Новгороде рядом с отцом. Его супруга Василиса «пребысть вдовою 4 лета, по семъ пострижена бысть отъ Дионисиа архимандрита Печерьскаго и наречено бысть имя еи Феодора». В 40 лет стала княгиня постриженицей созданного ею Зачатиевского монастыря. Летописец так написал о Василисе: «... оставила земную честь и въсприала смирениа образъ и мнишьскаго житиа». Пребывание княгини в монастыре отмечено трудом, постом, молитвами. «Таковое же доброе и чистое житие ея видевше», многие женщины и девицы принимали постриг. «Княгини же Василиса, нареченаа преподобнаа Феодора, поживши въ черницахъ 8 летъ и поболевши неколико днеи преставися къ Богу». Похоронена была княгиня в монастыре святого Зачатия.

Если Андрей Контантинович впервые появляется на страницах летописей почти в тридцатипятилетнем возрасте, то его младший брат Борис упоминается впервые в 1352 году, когда князю было не более 23 лет.

Осенью 1352 года суздальский князь Константин Васильевич выдал замуж за тверского князя Михаила Александровича дочь Евдокию и женил сына Бориса на дочери великого князя Литовского Ольгерда – Огрофене (Огрифине, Фрефине). Венчание обеих пар состоялось в Нижнем Новгороде «у святого Спаса». Это событие совпадает со временем основания суздальского Спасского монастыря.

Жизнь Бориса сложилась непросто. Проживая с братом Андреем в Нижнем Новгороде и став после его смерти нижегородским князем, он столкнулся с ситуацией, когда брат Дмитрий, лишившись великого княжения, решил из Суздаля уехать в Нижний Новгород. Дмитрий приехал в Нижний с матерью Еленой и владыкой Алексеем, «брат же его молодшии князь Борисъ не съступися ему княжениа...». Для получения Нижнего Новгорода Дмитрий использовал все способы давления на Бориса, в том числе и военное. Борис вынужден был отступить и покориться брату, получив от него часть княжения и Городец, где он жил до 1383 года. В 1369 году Борис поставил в Городце соборную церковь св. Архангела Михаила, вместо сгоревшей от удара молнии. В 1372 году на реке Суре основал город Курмыш. Вместе с дружиной брата ходил в походы на булгарских, татарских и мордовских князей. Борис неоднократно бывал в Орде и именно там узнал о смерти брата Дмитрия. «И выиде на Русь тое же осени князь Борисъ месяца ноября въ 8 день, на съборъ святаго архангела Михаила, и седе на княжении болшемъ на столе на своеи отчине...».

Но спокойно княжить Борису Константиновичу не довелось. К моменту смерти его брата Дмитрия, у того были взрослые сыновья. Они владели суздальскими и городецкими землями. Племянники начали оказывать на Бориса давление, прибегая к помощи дружин московского князя Дмирия Ивановича, женатого на их сестре Евдокии, добиваясь от Бориса части его территорий. Или не имея большой дружины, или не желая воевать, Борис уступил племянникам.

В 1392 году великий московский князь Василий Дмитриевич пошел в Орду к Тохтамышу и стал просить себе Нижний Новгород. Дав большие дары, он «взя Нижний Новъградъ златомъ и сребромъ, а не правдою». Узнав об этом, Борис собрал бояр и просил их сохранить ему верность. Старейший из бояр Василий Румянец заверил князя в том, что они головы готовы за него сложить. Но когда в город вошли татары и московские бояре, Василий сказал Борису: «Князь, не надейся на нас, не с тобою мы, но на тебя».

Московский князь Василий Дмитриевич выслал Бориса с семьей в Суздаль. 6 мая 1394 ода Борис Константинович умер, похоронен был в Суздале.

В Александровском монастыре находились две надгробные плиты, относящиеся к периоду XVII-XIX вв., но воспроизводящие тексты, относившиеся к более старым временам. На одной из плит указано имя « благоверной великой княгини Агрипины Суждальской». Поскольку известно имя жены Бориса Константиновича – Огрифина (Огрофена, Фрефина), то возможно именно она приняла в крещении имя Агриппина. Известно, что литовские княжны, выходившие замуж за русских князей, были не крещеными, при крещении же получали имена, созвучные их прежним именам: Айгуста – Анастасия, Микловса – Мария. Известно, что изначально Александровский монастырь, история которого мало изучена, обладал очень высоким статусом и возможно именно в нем была похоронена дочь Ольгера Литовского и супруга последнего суздальско-нижегородского князя Бориса Константиновича.

Суздаль | Александровский монастырь | Смотрите фотографии Суздаля с Преподобенской колокольни