РЕКА НЕРЛЬ И АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ КИДЕКШИ

Река Нерль и архитектурный ансамбль в селе Кидекша Река Нерль и архитектурный ансамбль в селе Кидекша. Фото: Владимир Сухов.

В пяти километрах на восток от Суздаля по бывшему нижегородскому гужевому тракту раскинулось древнее русское село Кидекша, известное как резиденция князя Юрия Долгорукого. Княжеский замок, обнесенный земляным валом с деревянными стенами, не случайно был поставлен у слияния в прошлом судоходных рек Нерли и Каменки. Нерль была крупной торговой артерией, а по Каменке купцы добирались до Суздаля, центра хлеботорговли.

По велению Юрия Долгорукого здесь в 1152 году был возведен белокаменный храм в честь святых Бориса и Глеба. Это было монументальное здание. Фасады его строги и суровы, как и те времена, когда он был построен. Узкие щелевидные окна похожи на крепостные бойницы. Единственным украшением фасадов является аркатурный поясок, ставший прообразом резного аркатурно-колончатого убранства владимиро-суздальских храмов.

Фасады гигантского белокаменного куба вертикально разделены плоскими лопатками на три прясла, завершающиеся полуциркульными закомарами. На могучие своды и внутренние столбы храма опирался мощный цилиндрический барабан с узкими окнами и шлемовидным покрытием. Верхнюю часть барабана украшал карниз, схожий с аркатурным поясом фасадов. Внутрь здания ведут перспективные порталы, но они еще скромны и не украшены изящной резьбой подобно порталам суздальского Собора. Для строительства храма Юрий Долгорукий, имевший большие политические и родственные связи, приглашает западных мастеров - специалистов по белокаменной кладке, так как в XII веке суздальская земля таковых еще не имела. По всей видимости, в 1238 году татары сильно разорили и пожгли княжеский город, ибо через год ростовский епископ Кирилл отремонтировал и вновь освятил церковь. Позже, став храмом бедного монастыря, здание долгое время стоит без ремонта. В результате этого в XVII веке рушатся его своды с барабаном и верх восточной части с апсидами. В том же веке собор восстанавливается, но в архитектурных формах, характерных уже для XVII-XVIII веков. Узкие окна закладываются. Растесываются новые прямоугольные проемы. Помещение перекрывается сомкнутым сводом, на который ставится глухой барабан с луковичной главкой. Здание покрывается кровлей на четыре ската. В таком виде этот памятник мы застали сейчас.

Внутри собора сохранились фрагменты фресковой живописи XII века. Слева от окна на южной стене изображены волхвы, в северной акосоли видно изображение двух женщин. Сохранились древние княжеские хоры. После переезда Юрия Долгорукого в Киев, в Кидекше жил его сын Борис с семьей. Все они погребены в Борисоглебской церкви у северной стены.

С высоких круч правого берега Нерли, где расположилось древнее село, открывается удивительный вид на пойму реки, ее обширные заливные луга, сосновые леса, березовые рощи. Здесь можно почувствовать необъятность просторов, сопоставить видимый кусок земли с бескрайней Россией.