ИНТЕРЬЕР ДОМА ЗАЖИТОЧНОГО КРЕСТЬЯНИНА В МУЗЕЕ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА

Интерьер дома зажиточного крестьянина Интерьер дома зажиточного крестьянина. Фото: Павел Сухов.

Внутри дома, перевезенного в Музей деревянного зодчества и крестьянского быта из села Лог Вязниковского района, устроена историко-бытовая экспозиция. Изба, построенная во второй половине XIX века, принадлежала зажиточной крестьянской семье. Музейная экспозиция с воссозданными интерьерами жилища и хозяйственного двора, наглядно показывает хозяйство и быт зажиточного крестьянства конца XIX – начала XX века, а восстановленный на первом этаже дома интерьер ткацкой светелки, рассказывает об одном из наиболее развитых во Владимирской губернии промыслов – ткацком.

После отмены крепостного права в 1861 году в русской деревне идет процесс развития капиталистических отношений, социального расслоения. Зажиточный крестьянин был тесно связан с рынком. Его богатство определялось большим количеством земли, скота, получением дополнительного дохода с ткацкого промысла (использование наемного труда односельчан). На первом этаже дома располагалась ткацкая светелка, своеобразная «фабрика на дому». Готовая продукция увозилась на фабрику в Вязники.

Фундамент дома каменный. К дому примыкает целиком крытый двор, где расположены выездные сани, большое количество предметов хозяйственной утвари, многие фабричного производства (например, железный плуг). Планировка: изба – сени – клеть.

Жилое помещение на верхнем этаже. В левом углу – печь, по диагонали - красный угол. Бабий кут отделен перегородкой от чистой части избы. На кухне посуда не только керамическая и деревянная, но и медная, иногда даже из серебра с позолотой, что говорит о состоятельности хозяев, о связи с городом. В чистой половине «горка» с парадной посудой (стеклянной, фарфоровой).

В богатых домах, в горницах и светлицах с XVI века появляются простые деревянные стулья кубической формы с жесткими спинками. Столы были массивными. Обычно они ставились в углу под образами. Ножки столов, скамей часто делались резными с перехватами, дынеобразной формы. В случае применения росписи на мебели, на шкафах, она наносилась яркими, звучными красными, зелеными и иными красками часто по очень темному фону. Росписи состояли из растительных, цветочных мотивов, изображений птиц, молодых парочек, нередко для росписи створок использовали сказочные мотивы. Это можно сказать и об украшении прялок. Прялки считались предметом особой гордости. Между хозяйками существовало как бы своеобразное соревнование: чья прялка украшена более красивой и тонкой росписью или резьбой.

На месте коника – встроенная в стену кровать. Такие кровати появились в деревне лишь в конце XIX века. Их застилали лоскутным одеялом, украшали подзорами.

Зеркало, часы, швейная машинка фирмы Зингер, говорят о проникновении городской культуры на село.

В сенях стоит кровать, шкаф, хозяйственная утварь. В клети – сундук, емкости для хранения зерна, муки и т.д.

Суздаль | музей | интерьер дома зажиточного крестьянина XIX века из села Лог Вязниковского района