СУЗДАЛЬ ПОКРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Суздаль Покровский монастырь Суздаль, Покровский монастырь, арка восточных ворот. Фото: Владимир Сухов.

Покровский женский монастырь в Суздале до сих пор стоит , как живое воплощение парадоксально-нелепого трагизма русской истории, не только не скрашиваемого, но даже усиливаемого печально-девственной красотой своего внешнего облика. Все в этом облике сияет прозрачной чистотою и незапятнанностью, словно и не из камня изваяно, а соткано из горячих и чистых материнских слез.

Необычен монастырский собор Покрова Божией Матери. Он прежде всего необычен своей асимметрией, хотя в плане собор, как и Рождественский в Кремле, имеет почти квадратное построение, возглавляют его не пять, а только три купола скорее византийской нежели русской конфигурации.

Следует обратить внимание, что и портальная галерея имеет только три арки. И алтарных апсид - тоже три. Тройное же членение и у высоких белоснежных стен, рифленых, словно струйками слез, продольными каннелюрами, над которыми возвышаются опять-таки по три с каждой стороны чуть заостренных кверху тимпана, обнесенных легкими карнизными напусками. Мощный центральный купол покоится на просторной ротонде, окруженной снизу, словно царственной диадемой, величественной кирпичной короной. А рядом с центральным куполом светлеют две ротондочки чуть меньших главок, возвышающихся над алтарной стеной.

Здесь прослеживается совершенно иная символика, нежели в Рождественском и Преображенском соборах. Зодчий увидел подлинную красоту не в симметрии, а в гармонии форм, символизирующих три ипостаси единого Бога. И эта символика выступает здесь, как истинно Божественная реальность, воплощенная в земном сооружении и многократно оплаканная потаенными слезами невинных мучениц, обитавших в Покровском монастыре. Оплаканная - потому, что жизнь храма, хотя и устремлена к триединому Богу, протекает в забавлении его заповедей, не донесенных сюда четырьмя евангелистами.

Покровский монастырь был создан еще в 1364 году. Как и все другие русские монастыри, вначале это была совсем небольшая обитель с бревенчатым храмом и такими же надворными постройками. Территория монастыря была надежно огорожена тыновыми укреплениями из бревенчатого частокола. Но с годами обитель разрослась. Увеличился количественный состав ее обитательниц. Среди них стали появляться первые опальные представительницы княжеских семей.

С начала XVI века деревянные постройки монастыря стали заменяться каменными. Особая слава в этом преображении принадлежала московскому князю Василию III. Как свидетельствуют летописи, это на его средства был построен и Покровский собор, и Благовещенская с Зачатьевской церкви. Были построены и некоторые здания.

Много, очень много могли бы рассказать холодные стены Покровского монастыря, по воле злого рока издавна ставшего местом пожизненного заключения для множества знатных особ, несумевших удержать свое положение в шатком и бессердечном мире земного господства. Имена их в большинстве случаев забыты на века. Лишь о некоторых глухо упоминают немногочисленные летописи.

Среди монастырских затворниц безвинно томилась первая жена князя Василия III Соломония Сабурова, имя которой было овеяно загадочными легендами. Своевольный царь Иван Грозный не пощадил свою законную супругу Анну Васильчикову, которая остаток жизни провела в Покровском монастыре. В 1622 году здесь же безвременно закончила свое существование Ксения Годунова. А в 1698 году горестную судьбу множества своих предшественниц разделила первая жена Петра I Евдокия Лопухина, виновная только в том, что могущественному царю мужающей России пришлась по сердцу другая спутница жизни.

Печальным напоминанием о тягостных годах пребывания в этой обители дважды несчастной женщины Евдокии Лопухиной на отшибе, против окошка бедной ее кельи, стоит храм в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла, в которой Евдокия Лопухина учредила Алексеевский престол для вечной памяти о единственном сыне своем цесаревиче Алексее, казненном по приказу отца за измену российскому государству.

Суздаль | Покровский монастырь