СУЗДАЛЬ ПОКРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Суздаль Покровский монастырь Суздаль, Покровский монастырь. Фото: Владимир Сухов.

За рекой Каменкой раскинулся женский Покровский монастырь. С высокого берега он присматривается весь как на ладони. Ослепляющая белизна построек на цветущем лугу летом, удивительная игра оттенков белого цвета зимой придают ему что-то нереальное, сказочное…

Основан монастырь в 1364 году Суздальско-Нижегородским князем Андреем Константиновичем. Вблизи монастыря проходила одна из самых старейших дорог на Москву – знаменитая Стромынка. Памятное название ее сохраняется до сих пор за одной из улиц Суздаля, не исчезла Стромынка и в Москве.

Покровский монастырь вошел в историю как аристократический, начиная с XVI века в течение 200 лет сюда ссылали именитых, знатных женщин. Дочь Ивана III – инокиня Александра; жена последнего на Руси удельного князя Василия Ивановича Шемятича – княжна Евфимия; жена Василия III – Соломония Сабурова; двоюродная сестра Василия III, жена князя Ф.И.Бельского – Анна Васильевна; первая жена князя В.А.Старицкого, двоюродного брата Ивана Грозного – Евдокия Александровна; первая жена Петра I – Евдокия Лопухина и многие, многие другие женщины из известных в свое время княжеских и боярских родов. За каждой из них человеческая трагедия…

Особенно глубокий след в общественном сознании оставили судьбы двух женщин: Соломонии Сабуровой и Евдокии Лопухиной. «И поволе пострищи в черницы» и «…послал в Суздаль к Покрову в девич монастырь, а постриг ее на Москве, у Рождества Пречистые за пушечными избами» - так бесстрастно первая Псковская и Синодальная летописи излагают действия великого князя Василия III. Произошло это в 1526 году после окончания «Розыскного дела о неплодии великой княгини Соломониды Юрьевны». Двадцать один год была она супругой великого князя, но не принесла ему наследника, хоть не раз ездили они вместе по «святым местам» и молили «о чадородии».

Сослав Соломонию, Василий III в том же году женился на польско-литовской княгине панне Елене Глинской и через 4 года получает долгожданного наследника – Ивана (Грозного). А общество еще было долго возбуждено распространившимися слухами о рождении сына Георгия у сосланной Соломонии. Эти слухи как всегда самые разноречивые проникли в известия иностранных послов и путешественников и до сих пор составляют историческую загадку, ставшую еще более таинственной после обнаружения в 1934 году ложного детского захоронения возле могилы Соломонии в усыпальнице Покровского собора. В XIX веке неизвестный художник создает портрет Соломонии Сабуровой во иночестве Софии. Появление этого портрета, как и портрета Евдокии Лопухиной, жены Петра I – свидетельство незатухающего интереса к необычным судьбам этих женщин.

Воспитанная в семье бояр Лопухиных – приверженцев старины и противников петровских преобразований, Евдокия не понимала Петра I и не поддерживала его. Возникший разлад завершился вскоре ссылкой. В 1699 году сопровождаемая сокольничим Семеном Языковым, которому было поручено произвести пострижение, 25-ти летняя Евдокия Лопухина была доставлена в Суздальский Покровский монастырь и стала инокиней Еленой.

Постепенно вокруг Евдокии Лопухиной формируется оппозиционный круг в лице суздальского духовенства и родовой знати Москвы, также недовольных реформами Петра I. Им удается наладить переписку с сыном Петра I царевичем Алексеем, которому планировали передать престол.

Сама Евдокия Лопухина вела отнюдь не монашеский образ жизни. Так, настоятелю Спас-Евфимиева монастыря архимандриту Досифею в последствии, как криминал, вменялось следующее: «…видал ея в мирском платье, пивал у нея рейнское, руку целовал, а не сказывал».

Когда удалось выманить Алексея из-за границы и в Преображенском приказе Москвы началось следствие, нити потянулись в Суздаль. Началася знаменитый «Суздальский розыск» во главе с лейб-гвардии Преображенского полка от бомбардир, капитан-поручиком Григорием Скорняковым-Писаревым. Большая группа людей во главе с Евдокией Лопухиной была арестована и 14 февраля 1718 года привезена в Москву. В течение месяца шло следствие, и в середине марта был вынесен приговор, по которому многих жестоко наказали. Среди них был вышеупомянутый архимандрит Спас-Евфимиева монастыря Досифей; ключарь, духовник Евдокии Лопухиной Федор Пустынный, майор Степан Глебов. Последний в Канцелярии тайных дел 20 февраля 1718 года письменно признался в том, что «Как я был в Суздале у набора солдатского тому лет восемь или девять, в то время привел меня в келью к бывшей царице Елене духовник ея Федор Пустынный… и сошелся с нею в любовь через старицу Капитолину с жил с нею блудно». Сама Евдокия Лопухина, признавшая свою вину и подтвердившая показания С.Глебова, было сослана в Ладожский монастырь, затем в Шлиссельбургскую крепость и только при внуке своем Петре II она была переведена в Ново-Девичий монастырь в Москве, где и умерла.

«Суздальское розыскное дело», в результате которого пострадало свыше 150 человек, завершилось грандиозным пожаром в июле 1719 года. В Суздале были уничтожены все деревянные строения Кремля и Посада. Пожар проник даже в каменные палаты Кремля, где хранились архивные документы, и уничтожил их. В этом безжалостном огне погибли деревянные Кремлевские стены с башнями, которые больше не восстанавливались. Суздальский Кремль отныне оставался окруженным только земляными валами конца XI-XII в.в. Гребень вала позднее был срезан и в таком виде дошел до наших дней.

Архитектурный ансамбль Покровского монастыря, как бы контрастируя с судьбами находившихся в нем женщин, является одним из самых поэтичных в Суздале. Постройки его легки и изящны, хорошо смотрятся и от парадного входа с миниатюрной Надвратной Благовещенской церковью, и от Водяных ворот с привратницкой избой со стороны реки. Интерес представляет планировочная структура ансамбля, в которой нарушена традиционная схема размещения основных монастырских построек. Надвратная Благовещенская церковь, Покровский собор, Зачатьевская трапезная церковь – все расположены по одной оси и сориентированы на Спас-Евфимиев монастырь.

Главный Покровский собор мастера возвели на высоком подклете-усыпальнице и окружили с 3-х сторон открытой арочной галереей-гульбищем, куда ведут оригинальные внутренние всходы и откуда открывается чудесный вид на противоположный берег Каменки, украшенный постройками Спас-Евфимиева и Александровского монастырей. Покровский собор был первым каменным зданием XVI века, где зодчие применили традиционные элементы владимиро-суздальской архитектуры домонгольского период: аркатурно-колончатый пояс, килевидные завершения закомар и арок галереи, пышные порталы и главное – редкое, исключительное в XVI веке трехглавие.

Одновременно с главным собором строилась и Надвратная Благовещенская церковь. Она гармонично сочетает в себе элементы крепостной и культовой архитектуры, повторяет в миниатюре основные конструктивные формы Покровского собора, очень интимна и лирична.

Суздаль | Покровский монастырь