УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР И ЗВОННИЦА НА ПЛОЩАДИ СПАСО-ЕВФИМИЕВА МОНАСТЫРЯ

Успенская церковь Спасо-Преображенский собор и звонница на площади Спасо-Евфимиева монастыря Центральная площадь Спасо-Евфимиева монастыря. Слева направо: архимандритские покои, Успенская трапезная церковь, Спасо-Преображенский собор и звонница. Фото: Павел Сухов.

На северной стороне площади Спасо-Евфимиева монастыря возвышается Спасо-Преображенский собор (1594 год). В центре находится массив построенного в старых традициях пятиглавого, квадратного в плане храма с четырьмя подкупольными столбами. Храм имел посводное покрытие, замененное в XIX веке четырехскатным. Возле алтарной части собора находится могила Дмитрия Михайловича Пожарского.

В наружном декоративном оформлении Спасо-Преображенского собора сказалось стремление следовать чертам владимиро-суздальского зодчества XII-XIII вв. Храм имеет аркатурно-колончатый пояс и перспективные порталы, на южном и западном фасадах сохранилась роспись XVII века, переписанная в XIX в.

Внутри собор полностью сохранил стенную роспись, выполненную в 1689 году. Авторами стенописи считали вологодских или ярославских мастеров. Однако архивные документы, обнаруженные В.Г. Брюсовой, свидетельствуют о том, что роспись храма выполнена артелью костромичей во главе со знаменитыми русскими художниками-монументалистами XVII века Гурием Никитиным и Силой Савиным. Анализ росписи, произведенный С.С. Чураковым, подтверждает эти данные.

Записи XIX века были сделаны в основном по старым чертам и отразились главным образом на колорите. Тонко согласованная палитра древнерусских мастеров уступила место крикливой, бьющей на внешний эффект живописи.

В росписи Спасо-Преображенского собора можно отметить различные манеры письма. Одна из них характеризуется стремлением к наибольшей монументальности изображений. В этой манере выполнены фрески алтаря и сводов, где представлены двунадесятые праздники. Изображения на стенах значительно миниатюрнее. Роспись стен в основном иллюстрирует жизнь Христа (три верхних яруса), нижний ярус посвящен деяниям апостолов. Эти части стенописи представляют ее как типичный памятник конца XVII в. На смену эпосу и тонкой лирике живописи предшествующих столетий пришла новелла. Художники населяют картины людскими толпами, рисуют бытовые сцены, то фантастические, то вполне реальные пейзажи, причудливую архитектуру; встречается много подмеченных в жизни деталей, например, чертеж в руках Евфимия, руководящего строительством монастыря (на северной стене Евфимиевского придела). Подробные надписи, раскрывающие содержание сцен, делают стенопись похожей на грандиозную, обильно иллюстрированную книгу. В целом живопись напоминает огромный, богато расцвеченный ковер, радует глаз своей орнаментальностью.

Одна из интереснейших композиций росписи «О тебе радуется всякая тварь» - в алтарной арке. В куполе помещено монументальное «Отечество», сохранившее лучше других фресок свой древний колорит. На столбах храма по традиции помещены русские князья и цари, изображениями которых церковь освящала самодержавную власть. Роспись Евфимиевского придела посвящена в основном житию Евфимия.

Монастырская звонница (справа от собора) принадлежит к числу немногих построек подобного типа, разработанных псковскими мастерами. Необычна ее вытянутая, стенообразная форма. Здание состоит из девятигранного столпа и высокой галереи с тремя арочными пролетами для колоколов. Завершена звонница легким шатром. Сооружение построено в несколько приемов (XVI-XVII вв.). Звонница богато украшена поясками нишек - ширинок, балясин, переплетенных килевидных кокошников.

Расположенная напротив звонницы Успенская трапезная церковь (1525 г.) - интереснейшая постройка Спасо-Евфимиева монастыря. Это один из ранних памятников русского шатрового зодчества, резко порывавшего с византийской архитектурной традицией.

Успенская церковь - кубическое двухэтажное здание с трехапсидным алтарем. Центральное алтарное помещение увенчано восьмигранным шатром. Первый этаж трапезной - одностолпная со сводами палата. Второй, повторявший ранее первый, представляет сейчас четырехстолпную с ложными деревянными сводами палату.

С севера к трапезной примыкает прямоугольное двухэтажное помещение бывшей ризницы, с юга - галерея. Арочные проемы окон и карниз из балясин и зубчиков украшают стены постройки.

Из поздних построек Спасо-Евфимиева монастыря следует упомянуть примыкающий к Успенской церкви корпус архимандритских покоев (XVII в.), расположенные в северо-восточной части монастыря братские кельи (XVIII-XIX вв.), Никольскую церковь (1669 г.) и тюрьму (1764 г.).

Спасо-Евфимиев монастырь - один из лучших по красоте и единству архитектурных памятников-ансамблей XVI-XVII веков, созданных русскими зодчими. Расположенный на высоком берегу реки Каменки он производит впечатление кремля, города. Эту особенность подметил суздальский историк XVIII века Анания Федоров, писавший, что монастырь стоит «красуясь своим строением яко град».

Суздаль | Достопримечательности Суздаля | Спасо-Евфимиев монастырь | Центральная площадь