Исчезнувшие населенные пункты Суздальского района

В XX веке в нашей стране произошли социально-политические события, повлиявшие на основополагающие принципы жизни в русской деревне и повлекшие за собой утрату многих сельских населенных пунктов. Это привело к увеличению городского населения и резкому сокращению сельского в отличие от царской России, в которой крестьяне составляли 85% населения.

Явление исчезновения населенных пунктов, особенно небольших и расположенных в сельской местности, не только российское. Тем не менее, безусловно, в России этот процесс имеет свою специфику и из-за обширности территории, и из-за того, насколько массовый характер он приобрел в советский период.

В полной мере исчезновение деревень затронуло Нечерноземье. В 2009 году, к 65-летию Владимирской области, сотрудники Владимирского государственного архива опубликовали «Список населенных пунктов Владимирской области, исключенных из учетных данных. 1944-2008 гг.». В Суздальском районе признаны фактически несуществующими 36 населенных пунктов, не беря во внимание процесс слияния, а это еще 20 населенных пунктов. Речь идет о современных границах Суздальского района, учитывая тот факт, что за период с 1918 по 1965 годы бывшая Владимирская губерния перекраивалась 35 раз. Вспомним, что называется, их поименно:

Исчезнувшие населенные пункты Суздальского района (1960-1990гг.): д. Ботулино, Стародворского сельсовета, д. Глинцы, Сновицкого сельсовета, с. Знаменское, Яневского сельсовета, д. Никулино, Туртинского сельсовета, д. Новиковка, Стародворского сельсовета, д. Пекол, Лопатницкого сельсовета, д. Прасковьино (Галчаново), Романовского сельсовета, д. Турыгино, Кидекшанского сельсовета, д. Бабкино, Лопатницкого сельсовета, с. Батыево, Порецкого сельсовета, д. Бортниково, Пригородного сельсовета, д. Григорево, Торчинского сельсовета, д. Заберезье, Стародворского сельсовета, д. Илларионово, Стародворского сельсовета, д. Исады, Лопатницкого сельсовета, лесная сторжка Крутец, Торчинского сельсовета, д. Латырево, Торчинского сельсовета, лесная сторожка Лошино, Торчинского сельсовета, д. Любавка, Стародворского сельсовета, д. Оликово, Торчинского сельсовета, д. Ольгино, Новоалександровского сельсовета, д. Пестиха, Лопатницкого сельсовета, лесная сторожка Печуга, Лопатницкого сельсовета, д. Пшеничниково, Лопатцкого сельсовета, с. Расловское, Стародворского сельсовета, д. Самойлово, Павловского сельсовета, с. Старое Быково, Лопатницкого сельсовета, д. Фуфайка, Стародворского сельсовета, д. Андрейцево, Павловского сельсовета, д. Борщёвка, Лопатницкого сельсовета, д. Житково, Садового сельсовета, с. Ивановское-Шуйское, Гавриловского сельсовета, п. Луговой, Лемешинского сельсовета, д. Палы, Торчинского сельсовета, с. Рожново, Стародворского сельсовета, д. Холодово (Погибельцево), Лопатницкого сельсовета.

Но и это впечатляющее число нуждается в коррекции в сторону увеличения: деревни Мочальники, Протасово, Никольское, п. Дюков Бор Торчинского сельсовета; деревни Малахово и Гридино Лопатницкого сельсовета, д. Гостево Гавриловского сельсовета.

Не в компетенции историков предполагать, какой была бы судьба российских деревень, не случись революции, но было бы упрощением в угасании многих селений обвинять только советскую власть. Две революции, гражданская война, две мировые войны привели к уменьшению населения, в том числе потому, что в аграрной стране армия формировалась в основном за счет мобилизации крестьянства. Для лучшего понимания тенденций советского периода необходимо отметить особенности географического положения и экономического развития нашего края. На процесс утраты деревень влияли и отдельные локальные особенности.

Суздальский район среди других районов области и Нечерноземья в целом, в отношении плодородия почв находится в более выгодном положении, так как, наряду с Юрьев-Польским районом, является центром Ополья, но это относится не ко всей территории. Район расположен по среднему течению реки Нерли (притока Клязьмы), которая разделяет его с северо-запада на юго-восток на две резко различающиеся между собой в отношении естественных условий части: юго-западную и северо-восточную. Первая – безлесная, с наиболее плодородными почвами расположена в полосе Ополья; вторая – более лесистая, по низинам заболоченная и почвенный покров здесь значительно беднее. Сравним почти равнозначные по площади сельские округа, условно говоря: Павловский-Порецкий и Торчинский-Лопатницкий. Из первого с плодородным черноземом утрачено в советский период, как минимум, 3 селения, из второго, «лесного», с супесчаными и суглинистыми почвами, как минимум, 17. Рассматривая судьбу конкретного селения, необходимо учитывать всю совокупность причин, приведших к его угасанию, но значительная разница вышеприведенных цифр показывает, что с плодородием почв, а соответственно с успешностью ведения сельского хозяйства, этот процесс взаимосвязан, что вполне объяснимо. Дополнительно это подтверждается фактом, что в наиболее приближенном по площади, также небольшом, Собинском районе с крайне бедными почвами селений утрачено значительно больше – 93 по сведениям справочника ГАВО. В Суздальском районе по сравнению с другими районами области крайне слабо развита промышленность, отсутствуют железнодорожные и водные пути сообщения. Факт, что в XIX веке железная дорога обошла город Суздаль стороной явился благом для сохранения архитектуры и исторического облика города, для экономического же развития Суздальского района является сдерживающим фактором до сих пор. До настоящего времени асфальтированные дороги есть не везде, а плохие грунтовые проселочные дороги временами становятся непроезжими. Первыми кандидатами на выбывание становились маленькие деревни, находившиеся в труднодоступных местах. В распутицу и небольшое расстояние в несколько километров становится непреодолимым препятствием (как, к примеру, до деревень Бабкина, Григорева, Мочальников, сел Старого Быкова, Знаменского и др.).

Изучение истории сел и деревень, написание их «родословной» - самая краеведческая тема из всех возможных. В 2004 году краевед и научный сотрудник Владимиро-Суздальского музея-заповедника В.А. Антонов отмечал низкий процент изученности истории селений Суздальского района. Спустя 10 лет ситуация, к сожалению, не изменилась к лучшему. В интернет-проекте «Книга памяти исчезнувших деревень» глава X посвящена Владимирской области, но и там нет ни одного упоминания деревень и сел Суздальского района. Неотложность описания утраченных селений дополнительно актуализирует тот факт, что многие люди, проживавшие в них и в окрестностях уже в преклонном возрасте. А ведь их память хранит бесценные детали, которые не почерпнешь ни в одном из разнообразных письменных источников. Доказательство этому – замечательные воспоминания о д. Мочальники «Деревенька моя».

Часто употребляемая метафора гласит, что «города – как люди, у каждого своя судьба». Развивая эту мысль, можно продолжить: «а деревни и села как дети»... Приглашаем к сотрудничеству всех, кому небезразлична судьба этих «детей»: пишите письма, делитесь воспоминаниями, любое участие будет лептой спасения этих населенных пунктов от забвения. Текст: Н.В. Максимова. Смотрите фотографии всех церквей Суздальского района